Поход князей во главе с новгород-северским князем игорем святославичем из рода ольговичей на половцев к берегам рек дона и сала. одержав победу над половцами на реке сюурлий, на берегах реки каялы войско столкнулось с их основными силами. потерпев поражение, князь игорь попал в плен, откуда вскоре бежал. этот поход послужил основой для «слова о полку игореве». битва в «слове»
тогда по земле редко оратаи кликали, но часто вороны граяли, мертвые тела между собой деля, а галки свой разговор вели — полетят они на богатый пир. это было в те битвы и те походы, а такой битвы не слышано! с утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли половецкой. черная земля под копытами костями была засеяна и кровью полита, скорбью взошли они по земле. что мне шумит, что мне звенит так рано пред зарей? игорь полки поворачивает, ведь ему жаль милого брата всеволода. бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги игоревы. тут два брата разлучились на берегу быстрой каялы. тут кровавого вина не хватило; тут пир закончили храбрые русичи, сватов напоили, а сами полегли за землю. никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось. «слово о полку игореве»
поход в летописи
в лето 6693 (1185) игорь святославич, внук олегов, поехал из новгорода-северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. он взял с собою брата всеволода из трубчевска, святослава ольговича, сыновца своего из рыльска, и владимира, сына своего, из путивля. а у ярослава испросил в ольстина алексича, прохорова внука с ковуями черниговскими. и так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны. они шли к реке донцу в час вечерний. игорь же взглянул на небо и увидел, что солнце стоит словно месяц. и сказал он боярам своим и дружине своей: - смотрите, что это за знамение? они же, взглянув, поникли головами и сказали: - княже, это знамение не к добру. игорь же ответил: - братья и дружина! тайн божьих никто не ведает. бог - творец и знамениям и всему миру своему. мы же после увидим, что нам бог даст - добро или беду. и, сказав так, игорь переправился через донец и пришел к осколу. там он ждал два дня брата своего всеволода, ибо тот шел иным путем из курска. от оскола все пошли дальше, и тут к ним приехали сторожи, которых посылали ловить языка.
1. какой образ жизни вёл владимир дубровский в петербурге? почему «он позволял себе роскошные прихоти»?
владимир дубровский вёл в петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. отец посылал емуу средства, для себя не оставляя практически ничего, и дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.
2. как воспринял он известие о болезни отца? какие черты его характера проявились при этом?
весть о заболевания отца дубровский воспринял «с необычным волнением». его ужасало положение отца, и он « себя в преступном небрежении». в нраве дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на папе.
3. что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к дубровскому и троекурову?
дворовые и крестьяни не обожали и страшились троекурова. кучер антон гласил дубровскому, что у троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».
дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.
битва в «слове»
тогда по земле редко оратаи кликали, но часто вороны граяли, мертвые тела между собой деля, а галки свой разговор вели — полетят они на богатый пир. это было в те битвы и те походы, а такой битвы не слышано! с утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли половецкой. черная земля под копытами костями была засеяна и кровью полита, скорбью взошли они по земле. что мне шумит, что мне звенит так рано пред зарей? игорь полки поворачивает, ведь ему жаль милого брата всеволода. бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги игоревы. тут два брата разлучились на берегу быстрой каялы. тут кровавого вина не хватило; тут пир закончили храбрые русичи, сватов напоили, а сами полегли за землю. никнет трава от жалости, и дерево от горя к земле склонилось.
«слово о полку игореве»
поход в летописи
в лето 6693 (1185) игорь святославич, внук олегов, поехал из новгорода-северского месяца апреля в 23-й день, во вторник, в поход против половцев. он взял с собою брата всеволода из трубчевска, святослава ольговича, сыновца своего из рыльска, и владимира, сына своего, из путивля. а у ярослава испросил в ольстина алексича, прохорова внука с ковуями черниговскими. и так, собирая дружину свою, медленно шли северские князья, ибо у них кони были тучны. они шли к реке донцу в час вечерний. игорь же взглянул на небо и увидел, что солнце стоит словно месяц. и сказал он боярам своим и дружине своей:
- смотрите, что это за знамение?
они же, взглянув, поникли головами и сказали:
- княже, это знамение не к добру. игорь же ответил:
- братья и дружина! тайн божьих никто не ведает. бог - творец и знамениям и всему миру своему. мы же после увидим, что нам бог даст - добро или беду.
и, сказав так, игорь переправился через донец и пришел к осколу. там он ждал два дня брата своего всеволода, ибо тот шел иным путем из курска. от оскола все пошли дальше, и тут к ним приехали сторожи, которых посылали ловить языка.
1. какой образ жизни вёл владимир дубровский в петербурге? почему «он позволял себе роскошные прихоти»?
владимир дубровский вёл в петербурге жизнь, какая, по его воззрению, был благопристойна гвардейскому офицеру. отец посылал емуу средства, для себя не оставляя практически ничего, и дубровский, расточительный и честолюбивый юноша, «позволял для себя шикарные прихоти, играл в карты и заходил в долги, не заботясь о будущем». он возлагал надежды на отца и на то, что сумеет отыскать для себя богатую жену.
2. как воспринял он известие о болезни отца? какие черты его характера проявились при этом?
весть о заболевания отца дубровский воспринял «с необычным волнением». его ужасало положение отца, и он « себя в преступном небрежении». в нраве дубровского проявились любовь к собственной семье и готовность придти на папе.
3. что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к дубровскому и троекурову?
дворовые и крестьяни не обожали и страшились троекурова. кучер антон гласил дубровскому, что у троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с их не только лишь шкуру, ну и мясо-то отдерёт».
дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и таковой человек не станет унижать достоинства другого. дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не желали другого барина.