Пугачев Емельян – вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения. Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя. При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица. Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует». И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.
Рассказ «Бежин луг» начинается прекрасным описанием июльского дня. Рассказчик описывает, как он удачно охотился целый день, но вечером сбился с дороги и неожиданно пришел к Бежину лугу. Здесь около костра сидели пять крестьянских мальчиков: Федя, Павлуша, Костя, Илюша и Ваня. Автор подсел к ним и выслушал целый ряд суеверий, которые передаются народом от поколения к поколению. Отцы успели уже сообщить мальчикам, что мир полон нечистой силы: в лесу живет леший, который может сбить путника с дороги; в воде живет водяной, который топит неосторожных людей; в доме обитает домовой. Народ верит также, что перед вторым пришествием на земле появится Тришка, который будет мучить и убивать людей. Крестьянские мальчики отличаются ловкостью, отвагою и любовью к труду. Особенно симпатичным является Павлуша. Несмотря на 1З-летний возраст, он один отправляется на волка. Видно, что жизнь рано приучила его к самостоятельности. Невольно хочется воскликнуть: «Что за прекрасные дети! Какими полезными гражданами они могли бы стать, если бы их не угнетало крепостное право, не окутывал густой мрак невежества! Света больше надо, света!» Мысль о необходимости просвещения народа, является главной в рассказе. «Бежин луг» представляет еще замечательные описания природы средней полосы России. В начале рассказа бесподобное описание июльского дня, а затем – тихого, приятного вечера. Художественное воспроизведение предмета получает особенную теплоту от того, что автор тут же дает почувствовать и его собственные впечатления и связь описываемого явления с местной сельской жизнью.
Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
Образ П. дан в повести глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.
При первой встрече Гринева с П. внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.
Вторая встреча с П., в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что П. играет, изображая «настоящего государя». Он, с царской руки, «казнит так казнит, милует так милует».
И только во время третьей встречи с Гриневым П. раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. П. поет свою любимую песню («Не шуми, мати зеленая дубровушка») и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. П. понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: «А разве нет удачи удалому?» Но надежды П. не оправдываются. Его арестовывают и казнят: «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу».
П. неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти П., что и происходит в финале повести.
«Бежин луг» представляет еще замечательные описания природы средней полосы России. В начале рассказа бесподобное описание июльского дня, а затем – тихого, приятного вечера. Художественное воспроизведение предмета получает особенную теплоту от того, что автор тут же дает почувствовать и его собственные впечатления и связь описываемого явления с местной сельской жизнью.