Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, куда идти дальше. Чем руководствоваться при выборе: чувствами или разумом? Человек делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца жизненного пути. Одни идут быстрее, другие - медленнее, и результат бывает разный: делаешь выбор по велению сердца и падаешь в бездонную пропасть, руководствуешься разумом и попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. И каждый раз он невольно оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В рассказе Бунина "Чистый понедельник" героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню - она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, "всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой". Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Чувствует ли героиня симпатию к мирской жизни, к развлечениям светского общества? Ей явно это нравится. Так что же её томит? Словно кто-то заставляет её размышлять о том, что только в соприкосновении с вечным, духовным она сможет обрести покой. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже чувства, которые она испытывает к молодому человеку, не могут удержать ее в мирской жизни. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в "чистый понедельник": ушла в монастырь. "Нет, в жёны я не гожусь",- она с самого начала знала, что брак не для неё. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она выбрала свой путь, руководствуясь разумом.
Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, куда идти дальше. Чем руководствоваться при выборе: чувствами или разумом? Человек делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца жизненного пути. Одни идут быстрее, другие - медленнее, и результат бывает разный: делаешь выбор по велению сердца и падаешь в бездонную пропасть, руководствуешься разумом и попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. И каждый раз он невольно оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В рассказе Бунина "Чистый понедельник" героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню - она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, "всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой". Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Чувствует ли героиня симпатию к мирской жизни, к развлечениям светского общества? Ей явно это нравится. Так что же её томит? Словно кто-то заставляет её размышлять о том, что только в соприкосновении с вечным, духовным она сможет обрести покой. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже чувства, которые она испытывает к молодому человеку, не могут удержать ее в мирской жизни. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в "чистый понедельник": ушла в монастырь. "Нет, в жёны я не гожусь",- она с самого начала знала, что брак не для неё. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она выбрала свой путь, руководствуясь разумом.