Тема героизма, мужества и великой силы патриотизма звучит в обращении атамана казаков к товарищам перед решающей и страшной битвой. речь тараса бульбы о товариществе – это призыв, проникающий глубоко в душу каждого слушателя — хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья рода, свои князья, а не католические недоверки. всё взяли бусурманы, всё пропало. только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! вот на чём стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. бывали и в других землях товарищи, но таких, как в земле, не было таких товарищей. вам случалось не одному - помногу пропадать на чужбине; видишь — и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! нет, братцы, так любить, как душа, — любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе,- нет, так любить никто не может! знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продаёт, как бездушную тварь на торговом рынке. но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица чувства. и проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. пусть же знают они все, что такое значит в земле товарищество! уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так никому, не хватит у них на то мышиной натуры их!речь мудрого и опытного запорожца призывает мужчин к настоящему чувству, которым славится казачество, - товарищество. понятие мужской дружбы – основа всей речи. тарас сравнивает святые узы товарищества с чувствами семьи: матери, отца и детей. родители любят своего ребенка, он ценит тех, кто подарил жизнь. любить с открытой душой не способен другой человек. он любит разумом, душой, телом, всем, чем одарил человека бог. на истинности взаимоотношений держится русь, отчая земля. символом ее для казачества является запорожская сечь. казаки умеют не только воевать, верить, любить, но и умирать. такой силы и натуры нет у других наций. тарас сравнивает их с мышами, , скрытными и мелкими, пугающимися, прячущимися в норах. товарищей верных, как на руси, не было, нет и не будет. бульба призывает к смелости, мужеству. атаман выступает перед друзьями, чтобы поднять боевой дух. он хочет, чтобы его соратники приняли смерть достойно. бульба понимает – гибель рядом, но унывать нельзя. душа настолько сильна, что умирать нужно красиво. в смерти раскрывается все величие натуры. мудрый казак достигает своей цели. его слова глубоко проникают в каждого. героизм проснулся, заговорил, и запорожцы стали биться с огромной самоотверженностью, взаимовыручкой, проявляя настоящее товарищество, о котором говорил тарас.