<…> Так на лазоревой пучине, Под океаном темноты, Пловца порою путеводит
Звезда пустынная <…> [6, с. 259].
Водная гладь – это «лазоревая пучина», а небо – «океан темноты». Однако небо тоже можно назвать «лазоревой пучиной», а сло — во «океан» вообще означает водоём и в от — ношении неба употреблено в переносном значении. Безошибочно определить, какая характеристика к какому объекту относится предлоги «на» и «под». Подобный приём Николай Михайлович использует и в послании «К Вульфу, Тютчеву и Шепелеву» (1826), где жизнь снова сравнивается с пла — ванием, конечной целью которого являются берега родины.
В посланиях «А. Н. Очкину» (1821) и «Д. Н. Свербееву» (1827) поэт упоминает Лету, ис — пользуя общеизвестный фразеологизм. В стихотворении «К музе» (1827) Языков по — следовательно сравнивает жизнь с рекой, ко — торая может радикально меняться. В «Ручье» (1827) герой торопит время и ассоциирует его с движением воды.
В послании «А. В. Тихвинскому» («Как знать, куда моя дорога…») (1829) лириче — ский герой, размышляя о своём будущем, сравнивает жизнь с плаванием, которым руководит судьба. Подобное сравнение есть и в «Послании к А-ву» 1829 года, где водная стихия символизирует не только жизнь, но и время, вечность.
В стихотворении «А. Д. Маркову» (1829) жизнь, как морские волны, бушует в герое стихотворения, причём в стихотворении упоминаются конкретные, связанные с био — графией Алексея Дмитриевича Маркова, воды. Жизнь героя описывается в первых четырёх пятистишиях, используется коль — цевое построение повествования: смерть – жизнь – смерть. В начале стихотворения могила изображена на фоне мрачных волн, в конце – воспоминания благодарного ученика сравниваются с отражением ночного свети — ла в прозрачной воде. В одном произведении поэт демонстрирует многогранность избран- ного объекта.
В 1829 году, в период эмоционально — го подъёма, Языков создал стихотворение
«Пловец» («Нелюдимо наше море…») [6, с.
336], «стихи о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе над невзгодами жизни, о победе чело — века над судьбой » [8, с. 100].
М. К. Азадовский указывает, что данное стихотворение вызвало «совершенно исклю — чительные восторги современников» [6, с.
794]. Первое четверостишие является экспо — зицией. Начинается «Пловец» кратким при — лагательным «нелюдимо», которое образно характеризует водную стихию. Море сразу определяется как чуждое человеку, недобро — желательное и даже враждебное, причём «не — людимость» – это его характерное свойство, а не временное состояние («день и ночь шу — мит оно»). Однако уже в 1 строке море на — звано «нашим», получается, что пловцы хо — рошо знакомы с водной стихией, привыкли к её характеру. Эпитет «роковой» указывает, что море ассоциируется с судьбой, которая не сулит человеку ничего хорошего. Обра — тим внимание на звуковую организацию 3 строки («В роковом его просторе»): три раза использован согласный [р] и ударный глас — ный звук [о], последний [о] является частью рифмы в конце строки (рифмующиеся 2 и 4 строки также оканчиваются на ударный [о]).
4 строка («Много бед погребено») допускает различные трактовки: с одной стороны, мож — но подумать, что море поглотило множество богатств и человеческих жизней, с другой стороны, «беды» – это потенциальные несча — стья для путешественников. Однако имен — но стихия является движущей силой: парус
Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.
Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.
Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.
Тема
Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы“. Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов“, человек с “пустым сердцем“, даже не представлял, с кем он собирался драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”.
Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.
Главная мысль – жестокость людей на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.
Композиция
Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.
Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого не удастся никому.
Жанр
Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.
<…> Так на лазоревой пучине, Под океаном темноты, Пловца порою путеводит
Звезда пустынная <…> [6, с. 259].
Водная гладь – это «лазоревая пучина», а небо – «океан темноты». Однако небо тоже можно назвать «лазоревой пучиной», а сло — во «океан» вообще означает водоём и в от — ношении неба употреблено в переносном значении. Безошибочно определить, какая характеристика к какому объекту относится предлоги «на» и «под». Подобный приём Николай Михайлович использует и в послании «К Вульфу, Тютчеву и Шепелеву» (1826), где жизнь снова сравнивается с пла — ванием, конечной целью которого являются берега родины.
В посланиях «А. Н. Очкину» (1821) и «Д. Н. Свербееву» (1827) поэт упоминает Лету, ис — пользуя общеизвестный фразеологизм. В стихотворении «К музе» (1827) Языков по — следовательно сравнивает жизнь с рекой, ко — торая может радикально меняться. В «Ручье» (1827) герой торопит время и ассоциирует его с движением воды.
В послании «А. В. Тихвинскому» («Как знать, куда моя дорога…») (1829) лириче — ский герой, размышляя о своём будущем, сравнивает жизнь с плаванием, которым руководит судьба. Подобное сравнение есть и в «Послании к А-ву» 1829 года, где водная стихия символизирует не только жизнь, но и время, вечность.
В стихотворении «А. Д. Маркову» (1829) жизнь, как морские волны, бушует в герое стихотворения, причём в стихотворении упоминаются конкретные, связанные с био — графией Алексея Дмитриевича Маркова, воды. Жизнь героя описывается в первых четырёх пятистишиях, используется коль — цевое построение повествования: смерть – жизнь – смерть. В начале стихотворения могила изображена на фоне мрачных волн, в конце – воспоминания благодарного ученика сравниваются с отражением ночного свети — ла в прозрачной воде. В одном произведении поэт демонстрирует многогранность избран- ного объекта.
В 1829 году, в период эмоционально — го подъёма, Языков создал стихотворение
«Пловец» («Нелюдимо наше море…») [6, с.
336], «стихи о мужественном преодолении бурь житейского моря, о торжестве света, о победе над невзгодами жизни, о победе чело — века над судьбой » [8, с. 100].
М. К. Азадовский указывает, что данное стихотворение вызвало «совершенно исклю — чительные восторги современников» [6, с.
794]. Первое четверостишие является экспо — зицией. Начинается «Пловец» кратким при — лагательным «нелюдимо», которое образно характеризует водную стихию. Море сразу определяется как чуждое человеку, недобро — желательное и даже враждебное, причём «не — людимость» – это его характерное свойство, а не временное состояние («день и ночь шу — мит оно»). Однако уже в 1 строке море на — звано «нашим», получается, что пловцы хо — рошо знакомы с водной стихией, привыкли к её характеру. Эпитет «роковой» указывает, что море ассоциируется с судьбой, которая не сулит человеку ничего хорошего. Обра — тим внимание на звуковую организацию 3 строки («В роковом его просторе»): три раза использован согласный [р] и ударный глас — ный звук [о], последний [о] является частью рифмы в конце строки (рифмующиеся 2 и 4 строки также оканчиваются на ударный [о]).
4 строка («Много бед погребено») допускает различные трактовки: с одной стороны, мож — но подумать, что море поглотило множество богатств и человеческих жизней, с другой стороны, «беды» – это потенциальные несча — стья для путешественников. Однако имен — но стихия является движущей силой: парус
«ветром полный» в 5 строке и более сильное
«бурей полный» в 23 строке.
Повествование в стихотворении ведёт-
ся от первого лица. Лирический герой это-
го произведения добровольно пускается в
плавание, он активно действует сам и об-
ращается с призывами к своим товарищам,
вдохновляет их на борьбу со стихией. Неод-
нократно употребляются личные местоиме-
ния первого лица: «наше море», «парус мой
направил я», «мы поспорим». Трижды звучат
слова «Смело, братья!» (в 5, 13 и 23 строках).
М.Ю. Лермонтов - "Смерть поэта"
Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.
Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.
Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.
Тема
Ведущей темой стихотворение является безвременная утрата великого гения, масштабы которой невозможно постичь. Не только талант, но и доброе сердце, благородство, доверчивость и веру в людей, которой отличался Пушкин, воспевает поэт. Строфа, посвящённая Дантесу, несёт однозначный упрёк в его низости и пренебрежении культурой неродной для него России: “Смеясь он дерзко презирал чужой земли язык и нравы“. Заброшенный в Россию “на ловлю денег и чинов“, человек с “пустым сердцем“, даже не представлял, с кем он собирался драться…”не мог понять в сей миг кровавый, на что̀ он руку поднимал!”.
Трагическая случайность, недостойное поведение в отношении человека, который несмотря на свои слабости, был великим гением – всё это не оправдывает Дантеса. Он – не виновник, а лишь – орудие в руках интриганов и завистников. Не в первый раз Пушкин встаёт против общества, ему не привыкать к одиночеству, но такой трагедии не ожидал никто: это слишком жестокая цена. Лирический герой потерян, он не верит в случившееся, повторяет факт гибели несколько раз, как бы пытаясь поверить в происходящее, принять его. В последней строфе поэт открыто говорит о невозможности справедливого суда, и верит в высший неподкупный суд, на котором убийцы и клеветники получат сполна.
Главная мысль – жестокость людей на чудовищные ошибки, исправить которые, к сожалению, невозможно. Образ Пушкина приравнивается к образу Иисуса Христа, который также безвинно страдал при жизни и был убит. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.
Композиция
Лирический герой ведёт монолог, посвящённый гибели Пушкина, резкий и жёсткий взгляд на произошедшее показывает всю масштабность трагедии, которую после оценят историки. Стихотворение, состоящее из нескольких структурных частей различных по рифмовке, размеру и ритму, написано в несколько этапов. В первой строфе лирический герой оплакивает смерть товарища по ремеслу, она эмоциональна и трогательна. Он не может поверить в произошедшее, подавлен и потерян. Использует разнообразные художественные приёмы для достижения цели – передачи своего мнения о значимости Пушкина в русской литературе.
Следующая строфа затрагивает личность Дантеса, характеризуя его, как никчёмного беспринципного человека, который не стоит даже упоминания о нём. В следующих строфах, меняя стихотворный размер, Лермонтов сбивчиво и эмоционально рассуждает о причинах трагедии, задаёт вопросы,ответы на которые известны определённому кругу людей… Разоблачает общество, толкнувшее поэта на смерть. В последней строфе Лермонтов обращается к убийцам, напоминая о наивысшем суде, избежать которого не удастся никому.
Жанр
Первая часть стихотворения – элегия с чертами оды, вторая часть тяготит к жанру эпиграммы. Стихотворение разностороннее, выделить единый жанр достаточно сложно. Совмещение сатиры и элегии передаёт душевное состояние поэта, узнавшего страшную новость.
Средства выразительности
Эпитеты подчёркивают ораторский монолог Лермонтова: “свободный смелый дар“, “дивный гений”, “кровавый миг”, “глухая ревность”, “пламенные страсти”, “ничтожные клеветники”, “грозный суд” и другие.
Метафоры умело маскируют и сдерживают гнев автора, облачая его в нужные острые образы: “звон злата”, “чёрная кровь”,”торжественный венок”, “пустое сердце”, “ловля счастья и чинов”, “взят могилой”, “печать на устах”.
Объяснение:
Думаю, доходчиво обьяснил.