если александр андреевич чацкий в комедии грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ софьи павловны — наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение.
пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. с первых строк комедии мы знакомимся с софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. какой она нам кажется?
это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по россии и особенно популярны были в среде столичной молодежи. софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви. какой она ее представляет? примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.
размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом молчалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. но мы-то знаем, что он не такой, а софья — она ослеплена чувством и готова на многое ради него. этой искренней любовью мне и нравится софья. а ее заблуждения — это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась.
какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. а чацкий — совершенно иной. именно его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает софью от чацкого: он ей непонятен и далек. она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого, чувства. чацкий ошибается: софья никогда его не любила. в этом она вполне честна.
но полностью отказавшись от чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом чацкого. она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому фамусову и его гостям.
но личная драма софьи в том, что ее обманывает молчалин. перейдя на сторону молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. и мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать.
“она также получила свой миллион терзаний”, — говорит гончаров. и он прав: образ софьи глубоко трагичен. ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. несмотря ни на что, софья — самая привлекательная фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. и этим она мне нравится.
ответ:
если александр андреевич чацкий в комедии грибоедова является самой реальной, понятной нам фигурой, которой мы сочувствуем, то образ софьи павловны — наиболее сложный и противоречивый из всех, и к нему куда как труднее выразить свое отношение.
пока ты не знаком ни с какими рецензиями, откликами на комедию и статьями многих писателей о пьесе, то читаешь ее без предубеждения и имеешь возможность составить свое мнение о каждом из ее героев. с первых строк комедии мы знакомимся с софьей, и именно в первом действии через реплики действующих лиц мы начинаем угадывать ее характер. какой она нам кажется?
это умная романтичная девушка, воспитанная на французских сентиментальных романах, которые в изобилии тогда распространялись по россии и особенно популярны были в среде столичной молодежи. софья такая, как все девушки того времени: начитавшись этих книг, она невольно отдается романтическим мечтам о счастливой любви. какой она ее представляет? примерно такой: красивая богатая девушка влюбляется в бедного прекрасного юношу, и он тоже боготворит ее.
размечтавшись таким образом, она находит свой идеал в хитром и расчетливом молчалине: он представляется ей скромным, умным, нежно и робко любящим. но мы-то знаем, что он не такой, а софья — она ослеплена чувством и готова на многое ради него. этой искренней любовью мне и нравится софья. а ее заблуждения — это не ее вина, а общества, в котором она воспитывалась.
какой бы она ни была романтичной, влюбчивой и благородной в своих чувствах, она все-таки принадлежит своей среде. а чацкий — совершенно иной. именно его ум и отличие от других, “нормальных”, и отталкивает софью от чацкого: он ей непонятен и далек. она ради приличия поддерживает с ним отношения, но не питает к нему никакого живого, чувства. чацкий ошибается: софья никогда его не любила. в этом она вполне честна.
но полностью отказавшись от чацкого (она все время мечется между ним и своим обществом), она окунается в свою среду и невольно становится врагом чацкого. она вынуждена поддерживать слухи о сумасшествии чацкого, и в этом она не уступает остальным: самому фамусову и его гостям.
но личная драма софьи в том, что ее обманывает молчалин. перейдя на сторону молчалина и людей фамусовского круга, она вдруг обнаруживает, что это подлые и низкие люди. и мне кажется, что в конце концов она понимает, что глубоко ошиблась. не будь у нее ума, она так и не смогла бы это осознать.
“она также получила свой миллион терзаний”, — говорит гончаров. и он прав: образ софьи глубоко трагичен. ее душа испорчена, искажена этим обществом, и оно же ее предает. несмотря ни на что, софья — самая привлекательная фигура из всего “фамусовского” ряда, она скорее жертва, чем гонитель всего светлого. и этим она мне нравится.
объяснение: