Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова” — гениальное произведение русской литературы. Автор “Слова...” неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности А. И. Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры “Слова...” посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким.
Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “Слово...” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. Но политический упадок Руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
О дружина моя и братья! Лучше ведь убитый быть,
чем плененным быть: сядем же, братья,
на борзых коней да посмотрим хоть
на синий Дон.
Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с недальновидностью, любовь к Родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
Хочу,—сказал,— копье преломить
на границе поля Половецкого:
с вами, русичи, хочу либо голову спою сложить,
либо шлемом испить из Дону.
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам Родины, он не смог отказаться от желания славы, и это привело его к поражению и гибели войска. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
“Слово о полку Игореве” было создано по свежим впечатлениям от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова...” обращается в своем произведении к современникам, которым были известны все подробности и обстоятельства этих событий. Поэтому “Слово...” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
Игорева храброго полка не воскресить!
По нем кликнула Карпа, и Желя поскакала по
Русской земле, огонь мыкая в пламенном роге.
“Слово...” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота — то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости за нее, за ее будущее.
Стреляй же, господин, в
Кончат, поганого раба, за земно
Русскую, за раны Игоревы,
буйного Святославича!
Подлинный смысл призыва “Слова...” заключается, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей^ Задачей “Слова...” было не только военное, но и идейное сплочение, единство родной земли.
Именно в патриотическом настрое “Слова о полку Игореве” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.
Считалось, что 12 главных богов Древней Греции живут на горе Олимп. Поэтому их именовали олимпийскими. В царстве олимпийских богов Греции властитель и царь – Зевс (у римлян Юпитер). Он – главное божество эллинов, поклонение которому распространилось из Додоны в Эпире, где находился древнейший и самый уважаемый оракул Зевса, в Фессалию и оттуда по всей Древней Греции. По первоначальному существу своему, Зевс есть олицетворение природы, властитель неба и высшей атмосферы (эфир), движением которой он создаёт дни, годы и времена года, возбуждает ветры и дожди, посылает снег и лучи солнца. Оттого он – отец Ор, которые вследствие такого происхождения представляют течение года и перемену времен года, и в то же время, как дочери Фемиды (Дика, Эвномия, Кирена), – стройное течение человеческой жизни. Как верховный олимпийский бог Зевс – патриарх и охраняет справедливость между людьми: он защитник домашних и семейных прав, дружбы, гостеприимства, международных и государственных отношений, он дает царей, внимает клятвам и наказывает клятвопреступников, он благословляет и умножает собственность. Подчиняясь вечно властвующей судьбе и неизменным законам природы, Зевс, тем не менее, властелин и правитель мира, источник всякого разоблачающего будущее предсказания.упругою и сестрою Зевса (которую особенно чтили древние греки в Аргосе и на острове Самосе) была «волоокая» богиня Гера (у римлян – Юнона), женственное божество небесного пространства, атмосфера. Как покровительница брака, она строго наказывает всякое нарушение этого священного учреждения и потому считается ревнивою и сварливою спутницей своего, замешанного во многие любовные похождения, мужа. Эта олимпийская богиня в мифах Древней Греции преследует всех возлюбленных Зевса, между прочим свою аргосскую жрицу Ио, превращенную Зевсом в белую корову, и сначала велит наблюдать за нею стоглазому, всевидящему бессонному великану Аргусу, а потом, когда Аргуса усыпляет и убивает бог Гермес, посланный Герою овод гонит Ио по всем странам, пока наконец она находит успокоение в Египте. Глаза Аргуса Гера перенесла в хвост павлина, посвященного ей точно так же, как молниеносный орел посвящен Зевсу. Миф об Ио имеет связь с воззрениями древних на природу. Ио – рогатая луна. Месяц, которым любуется бог неба, принадлежит земле, и за это Гера наказывает его постоянным странствованием; он уподобляется белой корове в черную ночь. Ио превращена в корову, потому что богиню месяца считают рогатой. Стоглазый Аргус – не что иное как усеянное звездами небо, стерегущее месяц. – У Геры две дочери – девственная Геба, которая подавала олимпийским богам их пищу – нектар, пока место её не занял красивый, похищенный с земли орлом Зевса, Ганимед, и Эйлейтия, покровительница женщин, страждущих родами.Богиней-покровительницей Афин, которые были обязаны ей масличным деревом, была ещё одна жительница Олимпа «совоокая»Паллада Афина (у римлян – Минерва), возникшая вооруженной из головы Зевса, когда он проглотил океаниду Метиду (дух, разум). В честь её были установлены в древних Афинах четырехлетние – большие, и ежегодные – малые Панафинеи, главный праздник афинский. Будучи первоначально богиней светлого голубого неба, великолепно сияющего в Аттике, она впоследствии слилась со всей духовною и гражданскою жизнью афинян. У древних греков Афина считалась изобретательницей и покровительницей всех искусств и духовных занятий. Изобретением плуга она оживила земледелие; она защитница городов и гражданских учреждений, и потому в большей части греческих городов выставлено было изображение её (палладион), как покровительницы города. Эта олимпийская богиня – изобретательница военного искусства и военной науки, и оттого является прикрытая шлемом и щитом. На этом щите (эгиде) изображена превращающая все живое в камень голова Медузы, убитой героем солнца и света Персеем. Афина – изобретательница врачебного искусства, флейты, ткачества и других плодов умственной деятельности.К этому мифу примыкает миф о ещё одном олимпийском боге – Гефесте (у римлян – Вулкан), сброшенном с неба на остров Лемнос и потому охромевшем сыне Зевса и Геры. Гефест – представитель земного, служащего на пользу людям, огня. В Древней Греции Гефест – изобретатель металлических работ, следовательно, двигатель образованности; гора Этна и другие вулканы служат ему мастерскими его в работах были великаны-циклопы, кователи молний.Одним из важнейших божеств Древней Греции был Аполлон, принадлежавший преимущественно дорийским племенам и первоначально вышедший из Темпейской долины в Фессалии (по другим из Ликии, в Малой Азии). Позднейшее сказание называет его и Артемиду детьми-близнецами Зевса и Латоны, родившимися на острове Делосе. Аполлон – лучезарный бог света (Феб), впоследствии сливающийся с богом-солнцем (Гелиосом) в одно божество.
О походе Игоревом слово.
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Заболоцкий
Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано “Слово о полку Игореве, Игоря Святославича, внука Олегова” — гениальное произведение русской литературы. Автор “Слова...” неизвестен. А разыскал произведение известный собиратель древностей и знаток русской словесности А. И. Мусин-Пушкин. Изучению образной структуры “Слова...” посвящено множество работ. Из последних и наиболее значительных — труды академика Д. С. Лихачева, который изучал стилистику произведения и его художественные особенности. Минувшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к этому произведению не уменьшается, а увеличивается и становится все более глубоким.
Любовь автора к Родине побудила его на создание этого гениального и поистине бессмертного произведения. “Слово...” создано в годы, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего предела. Множество городов-княжеств воевали между собой, оспаривая друг у друга владения. Но политический упадок Руси не был. однако, связан с ее культурным упадком. О высоком уровне русской культуры Древней Руси ярко свидетельствуют архитектура и прикладное искусство. Русский язык отвечал требованиям той поры и начал обогащаться политической, военной и технической терминологией. Речи русских князей перед битвами “придавали дерзость” их войскам, были великолепны по своему лаконизму и свободе выражения:
О дружина моя и братья! Лучше ведь убитый быть,
чем плененным быть: сядем же, братья,
на борзых коней да посмотрим хоть
на синий Дон.
Смелость, искренность, чувство чести столкнулись в характере Игоря с недальновидностью, любовь к Родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы:
Хочу,—сказал,— копье преломить
на границе поля Половецкого:
с вами, русичи, хочу либо голову спою сложить,
либо шлемом испить из Дону.
Игорь в походе действовал с исключительной отвагой, но он не подчинил свои действия интересам Родины, он не смог отказаться от желания славы, и это привело его к поражению и гибели войска. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.
“Слово о полку Игореве” было создано по свежим впечатлениям от этих событий, от непритупившегося еще горя. Автор “Слова...” обращается в своем произведении к современникам, которым были известны все подробности и обстоятельства этих событий. Поэтому “Слово...” соткано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что было еще живо в памяти каждого читателя-современника.
О, далеко залетел сокол, птиц избивая,— к морю!
Игорева храброго полка не воскресить!
По нем кликнула Карпа, и Желя поскакала по
Русской земле, огонь мыкая в пламенном роге.
“Слово...” было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Оно не только повествует о событиях Игорева похода — оно дает и оценку. Это пламенная и взволнованная речь патриота — то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Это речь — то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в Родину, полная гордости за нее, за ее будущее.
Стреляй же, господин, в
Кончат, поганого раба, за земно
Русскую, за раны Игоревы,
буйного Святославича!
Подлинный смысл призыва “Слова...” заключается, конечно, не только в попытке организовать тот или иной поход, но в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей^ Задачей “Слова...” было не только военное, но и идейное сплочение, единство родной земли.
Именно в патриотическом настрое “Слова о полку Игореве” кроется секрет его долголетия и непреходящей ценности.