Отношение к народу и крепостному праву век нынешний: чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. век минувший: фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. отношение к идеалам век нынешний: идеал чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. век минувший: идеал фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» . отношение к просвещению век нынешний: чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, , искусства. век минувший: фамусов выступает против книг, в учении видит вред. отношение к службе век нынешний: чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить родине, а не прислуживаться начальству. век минувший: в качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу. отношение к иностранному век нынешний: стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. выступает против слепого рабского подражания иностранцам. век минувший: с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре запада, особенно франции, пренебрегая своим родным языком. отношение к богатству и чинам век нынешний: видит ценность человека в личных достоинствах. отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. век минувший: расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. свято, непогрешимо мнение аристократического общества. отношение к любви, браку, счастью. век нынешний: искренность чувства. век минувший: любовь – притворство, брак по расчету.
«Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».
«И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон.Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён.Куда деваться от княжён!»
Отношение к просвещению:
Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.
«Как с ранних пор привыкли мы, что нам без немцев нет счастья».
«В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар!»
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бедный наш народ хоть по языку нас не считал за немцев».
«Нам каждого признать велят историком и географом!»
Отношение к идеалам:
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Отношение к иностранному обществу:
«Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев».
«И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон.Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён.Куда деваться от княжён!»