Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя. В одном из писем он замечает: «А вообще можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими, как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал:
Здесь человека берегут,
Как на турецкой перестрелке.
Оттого их так и много! Меня, однако, литература больше терзает, чем занимает. Мне по ней всегда видно, что мы народ дикий и ни с чем не можем обращаться бережно: «гнем — не парим, сломим — не тужим».
Истинными ревнителями славы России выступают в сказе подковавшие английскую блоху тульские мастера - Левша и его товарищи, - проявляющие в соперничестве с англичанами достоинство, твердость духа, сознание национальной ответственности.
В таком повороте сюжета находит своё выражение излюбленная мысль автора о "маленьких великих людях", которые, "стоя стоя в стороне от главного исторического движения", вершат исторические судьбы страны.
Физические изъяны подчёркивают искусность Левши: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своебразным знаком, печатью изгойства, отверженности.
Тульские оружейники наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров.
Власть специфических обстоятельств, их непосредственное воздействие не только на судьбу, но и на склад личности всегда волновали Лескова. В дальнейшем повествовании незаметно, но неуклонно возрастает число жанровых сцен, рисующих те условия, в которые поставлен в России простой человек. С точки рения автора, это проявление той системы подавления личности в России, которая является главной причиной трагизма судеб талантливых русских людей, тормозит историческое развитие страны, угрожая её благополучию.
Мысль о беззащитности в России талантливой личности была одной из самых горьких и неотступных дум писателя. В одном из писем он замечает: «А вообще можно и должно держаться такого правила, что умных и даровитых людей надо беречь, а не швыряться ими, как попало; а у нас не так. О нас Пушкин сказал:
Здесь человека берегут,
Как на турецкой перестрелке.
Оттого их так и много! Меня, однако, литература больше терзает, чем занимает. Мне по ней всегда видно, что мы народ дикий и ни с чем не можем обращаться бережно: «гнем — не парим, сломим — не тужим».
Истинными ревнителями славы России выступают в сказе подковавшие английскую блоху тульские мастера - Левша и его товарищи, - проявляющие в соперничестве с англичанами достоинство, твердость духа, сознание национальной ответственности.
В таком повороте сюжета находит своё выражение излюбленная мысль автора о "маленьких великих людях", которые, "стоя стоя в стороне от главного исторического движения", вершат исторические судьбы страны.
Физические изъяны подчёркивают искусность Левши: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Левши является также своебразным знаком, печатью изгойства, отверженности.
Тульские оружейники наделены истинным сознанием своих возможностей и возможностей заморских мастеров.
Власть специфических обстоятельств, их непосредственное воздействие не только на судьбу, но и на склад личности всегда волновали Лескова. В дальнейшем повествовании незаметно, но неуклонно возрастает число жанровых сцен, рисующих те условия, в которые поставлен в России простой человек. С точки рения автора, это проявление той системы подавления личности в России, которая является главной причиной трагизма судеб талантливых русских людей, тормозит историческое развитие страны, угрожая её благополучию.