Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве. Первое, на что следует обратить внимание при анализе произведения, - на заявление автора в самом начале, что рассказ "не есть плод досужего вымысла". Всё описанное действительно произошло некоторое время назад в Киеве, и это сразу заставляет читателя иначе воспринимать текст. Перед декабрьскими праздниками в городе царит весёлая суета, это подчёркивается эпитетами "прекрасные", "сияющие", "праздничные", "весёлый", "нарядные". Беззаботная и сытая жизнь - и ей противопоставляется иная реальность, описанная словами "мрачные", "неосвещённые", "ветхий", "грязный". Двое мальчиков из обнищавшей семьи Мерцаловых возвращаются с нарядных улиц домой в подвал, где их ждёт мать, больная сестра и голодный младенец. А в городе готовятся к празднику и накрывают богатые столы. Это противопоставление двух разных миров, существующих в одно время и в одном месте, и есть главная проблема рассказа. А главное действующее лицо - чудесный доктор - объединяет их. Отец попавшего в беду семейства, Мерцалов, слабый и невезучий человек. В праздничный вечер, не в силах своей семье, он готов бежать от бед, решаясь даже на самоубийство. И в критическую минуту случайно встречает врача, который больного ребёнка и всё семейство. Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают живой человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, праздничной, "другой" жизни не откликались на Мерцалова о и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты. И при всём этот не называет даже своего имени, не только не желая выслушивать благодарности, но даже не считая, что должен их выслушать: "Вот ещё пустяки выдумали!.." И после появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, "праздничную" реальность - посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом
Y обучающие: анализируя текст рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», научить школьников характеризовать героев литературного произведе- ния по их поступкам, отношению к окружающим, по авторской оценке; y развивающие: развивать умение обучающихся ори- ентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, ар- гументированно отстаивать свою точку зрения; y воспитательные: формировать нравственную по- зицию обучающихся; закладывать основы нравствен- ного поведения; развивать эмпатию как сочувствовать, сопереживать; прививать эстетиче- ские ценности; воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур и народов; про- буждать интерес семиклассников к духовному миру героев литературы, литературных произведений о духовной красоте и внутреннем богатстве лично- сти, к творчеству Л. Н. Толстого — классика русской и всемирной литературы. Оборудование: на одной из досок мелом нарисова- ны герои рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилин и Дина на фоне гор, на второй — написаны тема урока, эпиграф, начерчены два пересекающихся круга (заготовка диаграммы Венна); тексты рассказа Л. Н. Тол- стого «Кавказский пленник», рабочие тетради, цветная бумага, клей, ножницы, листы бумаги формата А4. Тип урока: урок изучения нового материала. Насколько человек побеждает страх, настолько он человек. Т. Карлейль ХОД УРОКА I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА Вступительное слово учителя — В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить художественное развитие человечества. Всё новые и новые поколения нахо- дят в них отклик своим мыслям и чувствам, наде- ждам и тревогам. К таким вечным нашим спутни- кам принадлежат великие творения классика рус- ской и всемирной литературы Льва Толстого. Максим Горький однажды сказал о Толстом: «Нет человека более достойного имени гения, бо- лее сложного, противоречивого и во всём прекрас- ного…» Согласиться или оспаривать эту мысль можно, только знакомясь с творчеством писателя. Сегодня мы будем говорить о замечательном про- изведении, в котором автор поднимает важные нравственные проблемы,— рассказе «Кавказский пленник», написанном в марте 1872 года. ІII. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Психологический эксперимент Методический комментарий. Прежде чем начать обсуждение эпиграфа, учитель просит нескольких школьников выйти к доске. Обычно выходят не- многие, ведь непонятно, зачем. Беседуя с ними, учитель акцентирует внимание на том, что реше- ние они приняли самостоятельно, оказавшись пе- ред выбором: выходить к доске или остаться за пар- той. Таким образом подводим обучающихся к мы- сли о том, что в жизни человека часто возникает проблема выбора. Какое решение он принимает в сложной ситуации, зависит исключительно от его духовных качеств и от того, насколько он может по- бороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова То- маса Карлейля, британского писателя, публициста, историка и философа, и предлагаем обучающимся разобраться в справедливости этого высказывания, работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказ- ский пленник». IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ Ролевая игра «Интервью с писателем» Методический комментарий. Игра позволит вос- становить в памяти учащихся эпизоды биографии известного русского писателя, связанные с исто- рией написания рассказа «Кавказский пленник». Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, дру- гие — задают ему вопросы. Возможные вопросы и предполагаемые ответы У ч а щ и й с я. Какие исторические события лег- ли в основу произведения? Толстой. В середине ХIХ в. на Кавказе шла кровопролитная война, которая продолжалась бо- лее 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска завоёвывать кавказские земли. Однако жившие там горские народы оказывали серьёзное сопротивле- ние. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах, на переправах горцы нападали на русских солдат и офицеров и брали их в плен. Эти события и лег- ли в основу многих моих кавказских произведений, в частности рассказа «Кавказский пленник». У ч а щ и й с я. Вы принимали участие в боевых действиях на Кавказе?