Соотнесите цитаты с героями Герой Цитата
1. Чацкий А.Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя.
2. Молчалин Б.Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
3. Фамусов В.Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами, да с чинами.
4. Лиза Г.Служить бы рад, прислуживаться тошно
5. Софья Д.Ах! злые языки страшнее пистолета
осле окончания венского совета император александр павлович решает «по европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть» . состоящий при нем донской казак платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в россии «свое ничуть не хуже» .
в самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий» , государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. вскоре у александра «от военных дел делается меланхолия» , и он возвращается на родину, где умирает.
александр павлович - император; александр павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной () цивилизации и ее технических изобретений.
приехав в вместе с атаманом платовым, александр павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему , л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения людей. "политик" александр павлович, остерегающийся испортить отношения с , противопоставлен своему брату - "патриоту" николаю павловичу и прямодушному платову, болезненно переживающему унижение . тождество александра павловича с реальным императором александром i условно.
лесков изображает императора александра ii как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.
николай павлович — император; поручает атаману платову найти мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем стальная блоха. он посылает левшу вместе с подкованной им блохой в показать искусство . в противоположность своему брату александру павловичу н. п. выступает в роли «патриота» . тождество н. п. с императором николаем i условно
каков смысл названия произведения? почему повесть названа не именем главного героя «самсон вырин»(по аналогии «дубровский», «евгений онегин»)? мне кажется пушкин, не дав повести имени главного героя, а лишь упомянув его должность - станционный смотритель, тем самым показывает трагедию "маленького человека", которого проезжающие даже не запоминают по имени. помнят, что был там какой-то станционный смотритель - и все.
рассказ станционного смотрителя только с виду его рассказ. в тексте его повествование занимает всего лишь один абзац, а дальше автор в косвенной речи передает от себя рассказ станционного смотрителя. как известно, этот прием организации сюжета называется "рассказ в рассказе".
значит, вырин - мнимый рассказчик, так как читатель узнает о событиях от автора, в его хоть и эмоциональном, но пересказе. пересказ так или иначе подразумевает авторскую оценку и собственную интерпретацию событий.
трагизм фигуры самсона вырина заключается не в его беде - потере дочери, а в добровольном рабстве. пока все благополучно, рабское мироощущение поддерживает в нем иллюзию счастья, воплощенного в эгоистической любви к дочери. однако, едва лишь иллюзия уничтожена и торжествует принятый им и одобренный порядок вещей, станционный смотритель жалок и смешон. самсон вырин попадает в вырь. вырь - пучина, водоворот, по далю. вырь затягивает его в свою воронку, и он там гибнет, потому что слишком много хитрил с жизнью. не случайно другое значение его фамилии от тверского глагола "вырить" (в тверской губернии пушкин бывал не раз) - мудрить, хитрить.
подробнее - на -