Стихотворение написано в 1883 году, в последние годы жизни. это плод глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия. а. а. фет показал внутреннюю связь мира природы и мира человека, одушевляя природу, создавая пейзажные картины, отражающие во всей полноте состояние души человека. пейзаж у фета не самоценен, он выявляет жизнь души. первая строчка содержит основную идею стихотворения. дуб и береза – традиционные деревья средней полосы россии. (аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: "застыли слезы", "треснула… кора. поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: « "они стоят, молчат; молчи и ты! ". параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. в строке "и за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат; молчи и ты! " поэт наделяет сердцем даже деревья. поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: "все злей","сердито рвет","за сердце хватает". эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. немногочисленные эпитеты – холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы-тоже преимущественно посвящены описанию зимы. таким образом, поэт хочет подчеркнуть ее силу и мощь, которым вынуждены противостоять и человек, и природа. вся третья строфа стихотворения посвящена человеку, где поэт призывает: "но верь весне.", потому что как и в природе зиму обязательно сменит весна, так и для человеческой души наступят "ясные дни", "новые откровения", когда "гений весны" принесёт с собою тепло и жизнь. весна выступает не просто временем года, а верным другом, который обязательно придёт и в трудную минуту. и, наконец, торжествует добро, красота, гармония: "переболит скорбящая душа". метафора: застыли слёзы; метель сердито рвёт, за сердце хватает холод лютый; они стоят, молчат ( деревья)
Так надо было? о кладах недалеко от чердаклов (самарская губ., ставропольский уезд) есть дуб. под ним лежит клад. вот раз мужики пошли его рыть, ружье на всякий случай взяли. пришли. видят, — около дуба (с полуночи) ходят черные кошки кругом. стали они смотреть, — глаз отвести не могут. закружилась у них голова, — и попадали мужики наземь. очнулись, хотели рыть, а кошки опять хороводиться пошли, то влево, то вправо. так и бросили: страшно стало. говорят, что на этом дубе повесился тот, кто клад зарыл. (д. садовников) в саратовской губернии, в кузнецком уезде, возле села елюзаниклад есть: в озеро на цепях бочки с золотом опущены. тут прежде разбойники жили и оставили все награбленное добро в озере, а для того, чтобы никто не узнал, куда они дели золото, сносили его в воду по ключу: по нему и от озера шли, и к озеру. озеро почти все теперь илом занесло, и клад никому еще не дался. (д. садовников) один богатый брат, желая раз ночью посмеяться над своим бедным братом, башмачником, поднял на улице дохлую собаку и бросил ему в окно да сказал: «на тебе, проклятый! одолел ты меня, попрошайка! » а вышло, что дохлая-то собака в избе бедняка рассыпалась золотом. бедный брат проснулся от звона, брата за . с того времени он разбогател, а богатый брат обеднел, промотался весь. (д. садовников) один дворовый человек (истопником он у господ был) нанялся в симбирске с другими рабочими москвитинов сад чистить, — работали под горой, а есть ходили к амбарам. там и изба была. вот раз он приходит; вдруг из-под амбара козленок к нему кинулся. он его взял да на плечо к себе положил; гладит, держит за задние ноги и приговаривает: «бяшка, бяшка! » а козленок-то ему в ответ и передразнивает: «бяшка, бяшка! » работник испугался, схватил козленка за задние ноги да об землю и ударил. смотрит, — а козленок опять под амбар. от страха работник тут же на месте упал; хворал после этого и вскоре умер. а это ему, видно, клад давался.