Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков - смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи – отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время – для героя является идеалом жизни. И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь – чтобы они «отведали настоящей жизни». Поначалу Бульба, уважаемый и авторитетный среди товарищей казак, как бы отходит на второй план. Во время битв с поляками все чаяния героя направлены на сыновей. И они оправдывают надежды старого отца – бьются, как настоящие воины. Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень – Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков. Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» - Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором – его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына – патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине. Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына – Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному – мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови. Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал своим. Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем – истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?
Стародум — человек просвещённый и передовой. он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей той поры. называя героя стародумом, фонвизин тем самым подчеркнул своё предпочтение петровского времени современной ему действительности. (данный материал грамотно написать и по теме образ и характер стародума в комедии недоросоль.. краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) чем же дорог фонвизину стародум? в комедии стародум больше говорит, чем действует. его характер, взгляды и деятельность раскрываются в его речах. стародум — прежде всего глубокий патриот. честная и полезная служба отечеству — для него первая и священная обязанность дворянина. только тогда дворянин может уйти со службы, «когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит». стародум и человека расценивает по его службе отечеству. «степень знатности (т. е. ценности), ~ говорит стародум, — рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для знатных дел знатное состояние ничто» служба государству, по мнению стародума, есть дело чести дворянина. во время войны долг дворянина быть в армии, а не устраиваться на безопасных местах в тылу, как это сделал знакомый стародума молодой граф». в мирное время дворянин может служить отечеству» не только состоя на государственной службе, но и занимаясь разработкой недр земли работая в области развития промышленности. говоря о промышленной деятельности стародума, по-видимому, в сибири, фонвизин указывает дворянам, которые считали промышленность и торговлю не дворянским делом, что разработка полезных ископаемых не роняет дворянского достоинства, стародум — представитель дворянства, отрицательно относящегося к порядкам екатерининского царствования. он резко выступает против вельмож любимцев царицы, обличает нравы придворного дворянства. он требует законности, ограничения произвола царя и помещиков-крепостников. горячий защитник просвещения и человечности, стародум возмущается косностью» дикостью злонравием помещичьего класса, бесчеловечным угнетением крепостных «угнетать рабством себе подобных беззаконно», — заявляет он. особенно много говорит стародум о воспитании нравственному воспитанию он придаёт больше цены, чем образованию: «ум, коли он только ум, самая безделица, прямую цену уму даёт благонравие. без него умный человек - чудовище, наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло». только воспитывая хорошие душевные качества, можно вырастить настоящего человека: «имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время». в речах стародума выражена целая программа взглядов и деятельности передового дворянства той эпохи и прежде всего — самого фонвизина. современники высоко ценили речь стародума, видели в нём не простого резонёра, т. е. лицо, выражающее взгляды автора, а жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства. правдин, милон и софья обрисованы автором бледнее, чем остальные действующие лица комедии. своим поведением они как бы доказывают правоту взглядов стародума и оттеняют злонравие простаковых - скотининых. нельзя отрицать, конечно, что в жизни были такие честные и чиновники, как правдин, но роль, которую отвёл ему фонвизин в комедии, явно сочинена автором и не соответствует действительности: таких ревизоров в то время не было. вводя в комедию правдина в роли чиновника, облечённого полномочиями отбирать у жестоких помещиков имения в опеку, фонвизин тем самым противопоставлял то, что, по его мнению, должно было быть, тому, что на самом деле было в жизни. в армии суворова встречались патриотически настроенные, верные своему долгу офицеры вроде милой а, в воспоминаниях людей того времени можно встретить образы девушек, похожих на софью. но характерными дли дворянства в то
В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи – отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время – для героя является идеалом жизни.
И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь – чтобы они «отведали настоящей жизни».
Поначалу Бульба, уважаемый и авторитетный среди товарищей казак, как бы отходит на второй план. Во время битв с поляками все чаяния героя направлены на сыновей. И они оправдывают надежды старого отца – бьются, как настоящие воины.
Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень – Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков.
Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» - Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором – его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына – патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине.
Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына – Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному – мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови.
Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал своим.
Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем – истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»
Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?