Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. борис пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. однако именно по стихам бориса пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. примером такого произведения является стихотворение «никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй зинаиде нейгауз. роман пастернака и нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую у лучшего друга. к тому моменту у пастернака уже была семья, да и сама зинаида нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». о самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной», когда он расстался с первой евгенией лурье. пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление зинаиды нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. рассказывая о наряде избранницы, пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. образ зинаиды нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой. тема стихотворения совпадает с его названием: пастернак красочно и образно, любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.
это стихотворение о природе проникнуто настроением грусти и задумчивости, размышлений и жизни и смерти. тема – желание унять тревогу души, постичь счастье на земле и увидеть в небесах бога.
всё стихотворение – одно сложное предложение, представляющее несколько картин.
душевная гармония возможна, если человек видит гармонию природы, поэтому поэт объединяет картины природы и картины душевного состояния человека. таким образом, природа лермонтова одухотворённая, живая.
для этого поэт использует разные художественно-выразительные средства:
стихотворение м.ю.лермонтова «когда волнуется желтеющая нива…»
это стихотворение о природе проникнуто настроением грусти и задумчивости, размышлений и жизни и смерти. тема – желание унять тревогу души, постичь счастье на земле и увидеть в небесах бога.
всё стихотворение – одно сложное предложение, представляющее несколько картин.
душевная гармония возможна, если человек видит гармонию природы, поэтому поэт объединяет картины природы и картины душевного состояния человека. таким образом, природа лермонтова одухотворённая, живая.
для этого поэт использует разные художественно-выразительные средства:
олицетворения – нива волнуется, ландыш кивает головой, слива прячется, ключ играет;
эпитеты – тенью сладостной, румяным вечером, час златой, ландыш серебристый, смутный сон;
краски – желтеющая (нива), малиновая (слива), румяным (вечером), зелёного (листка), золотой (час), серебристый (ландыш).
главный образ стихотворения – образ человека.