«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Именно этими строками начинается рассказ Валентина Распутина о личностном становлении 11-ти летнего мальчишки, приехавшего получать образование в районную школу, да еще и в послевоенное время.
Этот рассказ, так трогательно и тонко раскрывающий отношения между учителем и учеником впору было бы назвать «уроками доброты», так как именно о ней идет речь в произведении, а еще о духовности, чистоте и человечности.
Попадая в совсем новый мир городской жизни, юный герой чувствует себя не в своей тарелке, но, тем не менее, старательно учится, так как знает, чего стоило его матери отправить его получать грамоту. И все у него получается, только вот не перестает мучить постоянный голод, и главный герой ввязывается в игру «чику», чтобы заработать себе на молоко. После одного инцидента, об этом узнает его классный руководитель и учитель французского Лидия Михайловна.
Молодая, красивая прежде своей душой, она видит старательность и своего ученика, узнает о его полуголодном существовании и всеми силами старается под видом индивидуальных уроков французского языка. Однако, главному герою присущи не только добросовестность, честность, но еще и чувство собственного достоинства, поэтому он категорически отвергает все попытки накормить его, возвращает подарок. И Лидия Михайловна совершает педагогическое преступление – начинает играть со своим учеником на деньги, чтобы убедить его в честности их получения - за что в итоге и поплатилась своей работой.
Стоит ли осуждать ее за данный поступок? С точки зрения человечности, она действовала благородно. Ее искренность в конце концов заставила самого героя расти над собой, приобрести новый нравственный опыт, развиваться. Стоит задуматься, ведь учитель – это не просто тот, человек, который обучает нас предметам. Учитель – это тот, кто воспитывает в нас высокие, искренние, благородные чувства и действия. Именно перед ними мы в неоплатном долгу на всю нашу будущую жизнь.
Характеристика героев рассказа «В дурном обществе» Главные герои Вася Вася – мальчик из хорошей, обеспеченной семьи. Ему около 9 лет. Вася – сын судьи. Он живет с отцом и сестрой. Мать мальчика умерла несколько лет назад. Вася – умный, смелый, добрый мальчик, сорванец, проводящий все время на улице. Он дружит с нищими детьми – Валеком и Марусей из «дурного общества». Подробнее о Васе>> Валек Валек – нищий бездомный мальчик, приемный сын бродяги Тыбурция. Валеку около 9 лет. Это умный, смелый, самостоятельный мальчик. Он живет в «подземелье», носит старую одежду и голодает от нищеты. Валек ворует еду, чтобы накормить сестру и других нищих. Он ведет себя по-взрослому и знает много интересного. Нищий Валек и мальчик из приличной семьи Вася дружат, несмотря на все их различия. Подробнее о Валеке>> Маруся Маруся – нищая девочка, приемная дочь бродяги Тыбурция, младшая сестра Валека. Марусе около 4 лет. Это слабая и болезненная девочка. Вероятно, она болеет чахоткой. Маруся плохо ходит, редко смеется и не любит играть в игры. Из-за нищей жизни в «подземелье», Маруся серьезно заболевает и умирает. Тыбурций Пан Тыбурций – нищий бродяга, мужчина средних лет, приемный отец Валека и Маруси. Тыбурций очень любит своих детей. Он зарабатывает на жизнь тем, что развлекает народ в кабаках. Также он ворует еду, чтобы прокормить семью. Тыбурций – умный и образованный человек. У него темное о котором никто ничего не знает. Второстепенные герои Отец Васи Отец Васи – местный судья, уважаемый и обеспеченный человек. После смерти жены он не занимается Васей и холоден с ним. Отец Васи – честный, неподкупный, справедливый человек. Соня Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька. У Сони есть красивые куклы и платья (в отличие от нищей Маруси). Профессор «Профессор» – нищий бродяга из шайки пана Тыбурция. «Профессор» – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах. Штык-юнкер Заусайлов Заусайлов – нищий из шайки пана Тыбурция. Он, как и вся шайка, живет в «подземелье». Его отличительной чертой является огромный рост. Заусайлов обычно заступается за беззащитного «профессора». Лавровский Лавровский – нищий из шайки пана Тыбурция, отставной спившийся чиновник. Пьяный Лавровский часто валяется под заборами и в лужах. Пан Туркевич Пан Туркевич – нищий из шайки пана Тыбурция. Туркевич называет себя генералом, все время пьянствует и буйно себя ведет. Он любит шутить и забавлять публику. Януш Януш – старый нищий, живущий в заброшенном замке. Он выгоняет пана Тыбурция и его шайку бродяг из замка, и те поселяются в старой часовне, «подземелье». Януш называет Тыбурция и его друзей-бродяг «дурным обществом», хотя сам тоже является нищим.
Этот рассказ, так трогательно и тонко раскрывающий отношения между учителем и учеником впору было бы назвать «уроками доброты», так как именно о ней идет речь в произведении, а еще о духовности, чистоте и человечности.
Попадая в совсем новый мир городской жизни, юный герой чувствует себя не в своей тарелке, но, тем не менее, старательно учится, так как знает, чего стоило его матери отправить его получать грамоту. И все у него получается, только вот не перестает мучить постоянный голод, и главный герой ввязывается в игру «чику», чтобы заработать себе на молоко. После одного инцидента, об этом узнает его классный руководитель и учитель французского Лидия Михайловна.
Молодая, красивая прежде своей душой, она видит старательность и своего ученика, узнает о его полуголодном существовании и всеми силами старается под видом индивидуальных уроков французского языка. Однако, главному герою присущи не только добросовестность, честность, но еще и чувство собственного достоинства, поэтому он категорически отвергает все попытки накормить его, возвращает подарок. И Лидия Михайловна совершает педагогическое преступление – начинает играть со своим учеником на деньги, чтобы убедить его в честности их получения - за что в итоге и поплатилась своей работой.
Стоит ли осуждать ее за данный поступок? С точки зрения человечности, она действовала благородно. Ее искренность в конце концов заставила самого героя расти над собой, приобрести новый нравственный опыт, развиваться. Стоит задуматься, ведь учитель – это не просто тот, человек, который обучает нас предметам. Учитель – это тот, кто воспитывает в нас высокие, искренние, благородные чувства и действия. Именно перед ними мы в неоплатном долгу на всю нашу будущую жизнь.