, Современная русская литература. Основные тенденции развития литературного процесса конца 20 начала 21 века. (обзор творчества одного автора и анализ одного его произведения по выбору).
Бабушка является важным человеком в жизни главного героя - мальчика вити. мать вити утонула, и после ее гибели воспитание мальчика легло на плечи бабушки и дедушки: "когда утонула мама, бабушка не уходила с берега, ни унести, ни уговорить ее всем миром не могли." бабушка вити - это уже пожилая женщина, "старый человек": "я прислушался. снизу доносилось трудное дыхание старого человека. жалко будить, устала бабушка. ей рано вставать." бабушку зовут катериной петровной: "задаст тебе катерина петровна! задаст! " о внешности бабушки известно следующее: "полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город." " стала подбирать волосы, сплетать их в косу, держа тряпочку для завязки косы в зубах." бабушка воспитывает витю в строгости. мальчик слушается бабушку, так как знает, что иначе ему будет "худо": "бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. ешь за столом, иначе будет худо." "улизнуть не так-то просто. бабушка знает все мои повадки наперед." строгая бабушка требует от вити "отчет и расчет" за его проступки: "грустно. тоска на сердце — предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет." "я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. но обошлось." витя знает, что ему не отделаться враньем и слезами от бабушки, как это делают соседские дети: "я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха! », а мне «хо-хо! ». бабушка моя, катерина петровна, не тетка васеня, от нее враньем, слезами и разными отговорками не отделаешься." когда витя поступает плохо, бабушка кричит на него и иногда даже "поддает", то есть бьет: " только кричит, еще нет-нет да поддаст — у нее не задержится." "ну разок и щелкнет, так что за беда! за такое дело и не разок можно…" (щелкнет - то есть ударит) бабушка держит внука в строгости, потому что не хочет вырастить из него арестанта и мошенника. старушка не одобряет дружбу вити с левонтьевскими , которые учат витю плохому: "а он уж мошенничат! че потом из него будет? жиган будет! вечный арестант! я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! это ихняя бабушка зарабатывает на жизнь тем, что собирает ягоды в тайге (в основном землянику) и продает ее в городе. так делают многие местные жители: "я повезу свои ягоды в город, твои тоже и куплю тебе пряник." ", слава тебе, господи, ягоденки продала " бабушка - шумная, громкая женщина. кажется, что она "гремит", а не разговаривает: "нечего куски выглядывать, — гремела она." "своих вечно потачил! — гремела бабушка. — теперь " бойкая бабушка кричит не только на внука, но и на своего мужа, дедушку вити. старушке не нравится, что дед внука: "бабушка и на него кричит: «потатчик! своим всю жизнь потачил, теперь »" за бойкий характер дедушка называет бабушку "генералом": " оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку." бабушка - трудолюбивая и энергичная женщина. за день она успевает сделать множество дел: "в это утро к нам приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «а мой-то! малой-то! » и это ей нисколько не мешало исполнять дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои " бабушка не любит пьяниц и лентяев. так например, она ругает соседа левонтия за его безделье и любовь к вину: " корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по ее разумению, сделать в доме и вокруг " "бабушка еще долго поносила левонтьиху, самого левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино " бабушка любит рассказывать свои новости знакомым и узнавать новости села, которые она пропустила, пока была в городе. так, она рассказывает всему селу о том, как ее обманул внук: "не вытерпит, чтобы не поделиться новостями, почерпнутыми в городе, и узнать те новости, которые свершились без нее на " несмотря на мошенничество вити, бабушка дарит ему долгожданный пряник в виде коня с розовой гривой: "я зажмурился и снова открыл глаза. еще раз зажмурился, еще раз открыл. по скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой." став взрослым человеком, витя по-прежнему вспоминает этого коня с розовой гривой как символ бабушкиной любви и доброты. такова цитатная характеристика бабушки в рассказе "конь с розовой гривой" астафьева.
Детство – прекрасная и счастливая пора, когда человек живет без забот. но это только на первый взгляд кажется, что в детстве у растущего человека нет никаких проблем, что его жизнь наполнена одними радостями, что нет тревог. лев николаевич толстой в своей трилогии «детство», «отрочество», «юность» наглядно показал, как происходит становление личности человека с детских лет до юношеской поры. и все же детство – золотая пора, когда познается окружающий мир, наполненный столькими тайнами, мир прекрасный и манящий, мир, в котором так интересно жить. главный герой трилогии николенька иртеньев, как и любой другой ребенок, переживает первые радости, делает первые открытия, испытывает первые разочарования и переживает огромное горе. он учится быть человеком с его достоинствами и недостатками. толстой без прикрас показывает все хорошее, что есть в его герое, и все отвратительное, постыдное, что также в нем присутствует. николеньку, расстроенного предстоящим отъездом, все раздражает. карл иванович кажется ему противным, злым. и колпак и халат – все вызывает в мальчике недовольство. но вот он успокоился, помирился со своим учителем и недоумевает, как он мог так плохо о нем думать. детство потому называют золотой порой, что ребенок живет, прежде всего, своими чувствами, он еще не скован условностями взрослой жизни. если ему больно, он плачет, если ему радостно, он бурно проявляет свой восторг. так же в ребенке проявляется и любовь, и жестокость. николенька влюблен в сережу ивина. его восхищает сила, ловкость мальчика, его смелость. все в нем кажется николеньке прекрасным. и вместе со своим кумиром герой участвует в издевательствах над слабым и беззащитным иленькой грапом. и все же что-то шевельнулось в душе мальчика. интуитивно он почувствовал, что поступает нехорошо. осознание всей жестокости и неприглядности поступка придет к николеньке чуть позже.толстой постепенно, шаг за шагом анализируя каждый поступок своего героя, раскрывает читателю «диалектику души» - сложный и многообразный мир детских переживаний, становление личности человека, его духовный рост.