Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович) — один из главных героев былин Киевской Руси, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи муромца — село Карачарово под Муромом. Алёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора) . Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.) , но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность. Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Никита Кожемяка - В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека — Никиту (или Кирилла) Кожемяку — она с голубем отправляет письмо к отцу с отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, Никита бъётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Святого́р — богатырь русского былиного эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего» ; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная» , которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю. Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Соловей-разбойник залег дорогу в Киев, он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 7 дубах. Побеждён Ильёй Муромцем. Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи» , «татарщины» . О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них, Илья Муромец убил «шляпою земли греческой» Поганое идолище, «отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню и тем от него Киев (по другим — Царьград) . Поганое идолище, называемое также «нечестивым» , «некрещёным» , «жидовским» , «проклятым татарином» , «проклятым» , «обжорой» , «идолом скоропитом» .
Алёша Попович — сын ростовского попа Ле (в) онтия (редко Фёдора) . Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.) , но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. Он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость и двойственность.
Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира . Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.
Никита Кожемяка - В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что у киевского князя была унесена дочь змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека — Никиту (или Кирилла) Кожемяку — она с голубем отправляет письмо к отцу с отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, Никита бъётся со змеем и освобождает княжескую дочь.
Святого́р — богатырь русского былиного эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего» ; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная» , которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) — богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.
Солове́й-разбо́йник — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Соловей-разбойник залег дорогу в Киев, он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 7 дубах. Побеждён Ильёй Муромцем.
Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь, представитель тёмной враждебной силы, «нехристи» , «татарщины» . О борьбе его с Ильей Муромцем сохранилось много разнообразных вариантов. По одним из них, Илья Муромец убил «шляпою земли греческой» Поганое идолище, «отменившее звоны колокольные и запретившее милостыню и тем от него Киев (по другим — Царьград) . Поганое идолище, называемое также «нечестивым» , «некрещёным» , «жидовским» , «проклятым татарином» , «проклятым» , «обжорой» , «идолом скоропитом» .