Сперва была одна вода
И не было земли -
Ни берегов, ни островов,
Ни камня над водой.
В те времена лишь утка лувр
Скользила по волнам.
И время ей пришло нестись,
Но на воду – нельзя,
Ведь яйца тяжелей воды –
Потонут в тот же миг.
Тут выщипала утка лувр
Из грудки мягкий пух,
Прибавив перышек пучок,
Свила себе гнездо.
Снесла яички утка лувр
В плавучее гнездо.
И вылупились из яиц
Пушистые птенцы.
Когда птенцы превратились в больших и сильных птиц, то начали, как мать, щипать из грудок мягкий пух и перышки для гнезд. Затем гнезда срослись, и остров на воде возник. На острове взошла трава, деревья в рост пошли. Год от года остров становился все больше и больше. И выросла на том острове высокая лиственница. По ее коре стала струиться смола, и как только капля той смолы добралась до земли, то из нее вышел человек. И человек тот был нивх. От пихты орок (маленькая дальневосточная народность) произошел. «Так говорит народ», – этой строчкой Владимир Михайлович Санги закончил свой экскурс в далекую историю возникновения островной земли Ых - мифа.
Прочитайте и ответье на во О чем говорится в стихотворение?
- С чем сравнивает В. Санги появление острова, какие сравнения употребляет?
заранее
Для того, чтобы лучше понять, почувствовать, эти строчки нужно прочитать все стихотворение. В нем лирический герой, погруженный в раздумья, в сумерках смотрит на кусочек мира, вырисовывающийся в проеме не задернутых гардин. Первая половина стихотворения, к которой относятся заданные строчки, проникнута настроением грусти и одиночества героя. Картина за окном - в резонансе с его мыслями. Нет целостности и гармонии, отдельные неясные фрагменты и штрихи.
«Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой...». Поэт говорит о снегопаде. Я, вместе с лирическим героем, вижу, как тяжелые сыроватые комочки снега мелькают в проеме в проеме окна, как будто кто-то их подбрасывает со всего размаху. Холодный ли резкий ветер кружит метелью? Или его порывы срывают эти хлопья с веток? Не успеваешь разглядеть, но понятно, что на улице погода не самая лучшая. Представляешь, как влажные хлопья залепляют лицо, мешая добраться до тепла и уюта дома
«И опять зачерит иней...» ( так у Б.Л.Пастернака). Речь снова о виде из индевеющего окна. Стекла снаружи постепенно затягиваются кристалликами льда. Его белые штрихи делают картину окружающего мира все более неясной, неразличимой и непонятной, как уже не раз было в жизни. И, как я поняла скрытый смысл, надо все начинать с белого листа.
Борис Леонидович Пастернак - непостижимый поэт. Выраженные им в нескольких словах образы на удивление точно рисуют картины природы, да еще и показывают настроение воспринимающего их человека.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Не задёрнутых гардин.
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
унынье
И дела зимы иной.
И опять кольнут доныне,
Не отпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.
Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь,
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.
Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
1931 г.
анцирь, который сверкает, слепит и горит (метафора) напоминает какую-то бронированную машину. Гумилёв как будто описывает самолёт, новшество начала 20 в.
На дне Каспийского моря водятся морские чудища, а в Беловежской пуще – вымершие в средние века туры.
Главный герой – Змей. Считается, что в былинах в этом образе отражается память о татаро-монгольском нашествии. Действительно, территории, над которыми пролетает змей (китайская равнина, Лагор) в определённые времена были захвачены Золотой Ордой, которую Змей забывает ради девушек.
Лагор – город в Индии, которая в средневековье ассоциировалась со страной чудес. Так почему же там не быть пышному дворцу Змея с торжественным княжеским ложем (эпитеты)? Змей искренне не понимает, почему девушки не выбирают богатство, да ещё и его могучие объятья (эпитет).
Змей в фольклоре (сказках и былинах) всегда сильный, насмешливый, рассуждающий разумно и категорично. Он имеет крылья и часто несколько голов (но не всегда). Как и все сказочные животные, Змей антро он нередко родниться с человеком, вступая в связь с женщинами. Гумилёв выбирает тот миф, где Змей не ест девушек, а именно стремится к браку с ними. Гумилёвский Змей тоже крылат, бесстрашен и хитёр, но он – не абсолютное зло, как былинный или сказочный. Ему не чуждо прекрасное, он любуется не только красотой русских девушек, подобных которым нет «ни в заморской стране, ни в восточной» (гипербола), но и завидует участи пастуха. Змей хотел бы не просто украсть девушку, но и сделать её довольной, как парень с дудкой.
Возникает даже сочувствие к Змею, которому некому на свою беду, так что он громко стенает, не страшась боя с Вольгой. Но не следует забывать, что и у Гумилёва Змей – это зло, насилие.
Девушки недаром сравниваются Гумилёвым с лебедями. Они всё время ходят гурьбой, так что даже майской полночью вереница глядящих на луну девушек подобна стае лебедей. Змей выхватывает одну, как хищная птица, и взмывает вверх. Такая обезличенность девушек ещё раз подтверждает мысль Гумилёва об исключительности русских девушек. Все они ведут себя совершенно одинаково, хотя, наверное, Змей охотится в разных местах, девушки незнакомы. Каждая из них предпочитает смерть неволе. С точки зрения Змея, девушки выбирают «спать на дне, средь чудовищ морских». Но этот прекрасный метафорический образ показывает, что Змей не вникает в психологию девушек, то есть ведёт себя не как человек, пренебрегая человеческими потребностями.
С его точки зрения, добровольная смерть девушек свидетельствует об их безумии.
Таким же безумным для Змея становится поступок Вольги. Во многих былинах этот богатырь – волхв, ведающий секретами обращения в животных, рождённый от Змея и женщины. Он идёт походом на восток, завоёвывает Индийское царство и женится на дочери царя. Змея былинный Вольга не убивает, но сражается с символическим Змеем – татаро-монголами.