Сравнение 3. Мастерская юного читателя Заполни таблицу при «чтении с пометками» текста «Музыка старого дома». «у» Я это знал. «+» Новое для меня, «-» Я думал иначе. «?» Нужно разобраться. 25
Печорин – незаурядная личность. он умён, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. герой лермонтова энергичен, активен, «бешено гоняется за жизнью» . но его активность и энергия направлены на мелкие дела. он растрачивает свою могучую натуру «по пустякам» . натура печорина сложна и противоречива. он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. но во имя чего он живет? была ли цель в его жизни. нет. в этом его трагедия. таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. он герой своего времени. он, как и онегин, не находит смысла жизни. каков же печорин в сцене последнего объяснения с мери? мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. у неё много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. но самолюбива, горда, иногда заносчива. она полюбила печорина, но не поняла его мятежную душу. печорин узнает от вернера, что после его дуэли с грушницким мери заболела. её мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. печорин перед отъездом зашёл проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что печорин любит княжну и может жениться. теперь он должен поговорить с мери, потому что его неправильно поняли. «как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой мери, но старания мои были напрасны» . и хотя сердце печорина сильно билось, но «мысли были спокойны, голова холодна» . он не любил её. ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба. печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. «еще минута, и я бы упал к её ногам» , - думает печорин, когда видит, что она любит его. но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой. он признается в своих недостатках, низости, и княжна «бледная, как мрамор, отвечает: « я вас ненавижу» . впоследствии печорин спрашивает себя, почему «тихие радости и спокойствие душевное» не для него. и отвечает: « я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…» . одна вера понимала печорина. он не мог бы жениться на мери, потому что не любил её и не хотел потерять свою свободу и независимость. но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. он переживает, когда видит, как больна мери, как она его любит, готов «упасть к её ногам» . но ему жаль её, и всё. рассудок и холодность . печорин самокритичен. он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. но надо признать, что герой и эгоистичен. у него нет друзей. даже с вернером он холоден. даже веру он не смог полюбить. «во мне душа испорчена светом» . да, это так. жаль, что недюжинная натура печорина не принесла ему счастья. он не нашел смысла жизни. начало сама)
1. моё отношение к герасиму герасим не согнулся под тяжестью страданий, сумел в крепостническом рабстве найти в себе силы сохранить лучшие человеческие качества и остаться самым замечательным, самым значительным человеком среди окружавших его людей. 2. кто такой герасим? герасим — центральный персонаж повести и. с. тургенева "муму» (1852) 3. как выглядит герой, что в его облике подчеркивает автор? немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава, настоящий богатырь, огромного роста и необыкновенной силы. герасима, жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит среди крепостных в доме помещицы. 4. как проявляет себя герой в поступках? татьяна была безответная, она никогда ни с кем не говорила, была нема как личность. герасим хотел кому-то , кого-то защищать и увидел, что татьяна нуждается в защите. он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни. 5. как герасим относится к людям и как они относятся к нему? лишенный возможности общаться с людьми, герасим понимал их, чувствовал отношение к себе, улавливал настроение людей. он смог оценить доброту татьяны, старался защищать ее. потеряв татьяну, герасим всю душу отдавал муму, заботился о ней и берег ее. 6. как автор относится к герою? тургенев хотел показать нам, что крепостное право порождает тип человека-лакея, прихвостня, прихлебателя, у которого отсутствует чувство собственного достоинства. герасим протестует не просто против приказа барыни утопить муму, но против таких отношений, при которых люди теряют свои лучшие качества, против отношений барства и рабства. публикацией своего рассказа тургенев достиг того, что многие читатели-дворяне, которые тоже имели крепостных крестьян, задумались над своим правом обладать живыми людьми и по-другому стали относиться к народу. тургенев словно любуется герасимом, его силой и жадностью к труду. тургенев говорит о торжественности неистомной работы герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. крестьянские работы тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. он привык делать больше. 7. чем герасим отличается от всех остальных героев рассказа? тургенев сравнивает герасима с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо» ; герасим в городе чувствует себя «как пойманный зверь» . и. с. тургенев поселяет своего огромного героя в маленькую каморку и обставляет её громоздкой мебелью, чтобы показать богатырскую мощь героя, его силу. а также, даёт понять, что у его молчаливого героя колоссальная сила духа. 8. против чего протистует герасим своим уходом от барыни в родную деревню давно спорят, почему герасим выполняет приказ барыни утопить муму, а затем без разрешения уходит в деревню. в этом поступке усматривали ярко выраженный протест против крепостного права. но тогда непонятны причины его неожиданной жестокости по отношению к любимому существу. одна из вероятных разгадок — в трактовке, принадлежащей и. с. аксакову, который считал г. символом народа, его страшной силы и непостижимой кротости.