Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с
записью 1911 г.
1
:
«Янь же сказал: „Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли,
составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, никто
ничего не знает, один только Бог знает”. Они же сказали: “Мы знаем, как
человек сотворен”. Он же спросил: “Как?”. Они же отвечали: “Бог мылся в
бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил
сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека,
а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, – в землю идет
тело, а душа к Богу”».
«Шел по земле Господь Бог, а с ним дьявол. Ну, тот, который людей сомущает
и здумал он и Бога сомустить. И так и шли они. Им на путе стречатца куча
земли. “Кто, – говорит дьявол, – из нас сильнее, ты али я, покажем свою силу. Взял землицы, плюнул на нее, в руках повалял и сделал вроде как статуй,
человека обрисовал. Вот видишь, он на меня находит (похож)”, – говорит
дьявол Исусу Христу. Ну, подошел Исус Христос к етой статуе. А она на полу
лѐжит. Дьявол не мог ее уставить, штоб стояла. Так подошел Исус Христос,
взял капочку самую земли на ладонь, на руку-то, маленько слюней спустил,
размешал эту грязь, да по губам и помазал этому-то статую. Потом в лицо
дунул – дух доспел. Статуй-то и оживел, стал, поднялса и пошел. Дьявол-то
улетел. Тело-то в нас дьяволово, от земли, а душа-то Богова. Она завсегда и
после смерти уходит [к] нему обратно на небо».
Какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее
бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?
ак это ни прискорбно, но Тарасу Бульбе было важно убедиться в том, что его сын и смерть примет достойно. Так оно и оказалось: Остап - истинный сын своего отца
Вот что говорится в сочинении на тему "Смерть Остапа в повести «Тарас Бульба» "
За казнью Остапа Тарас Бульба наблюдал из толпы. Что чувствовал отец, зная, что сейчас совершится? Об этом можно только догадываться. Остапа должны были казнить первым. Он остановился, посмотрел на других козаков и, поднявши руку, громко сказал:
– Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
Тарас шёпотом одобрял поведение сына. Так бы поступил настоящий козак, мужественный и несломленный защитник свободы. Остап смело шагнул на эшафот. В тексте произведения не описываются сами пытки. Сказано только, что они были бесчеловечно жестоки. Остап держится до последнего: ни звука, ни крика не было слышно. Не дрогнуло его лицо и когда палач начал ломать кости в руках и ногах. Жуткий хруст был слышен на площади, дамы отворачивались и закрывали глаза, но ни слова не произнёс запорожец.
Когда муки почти закончились, сила и выдержка начали покидать Остапа. Он обвёл глазами толпу, но не видел ни одного родного лица. Вдруг он начал жалеть о том, что умрёт вот так вот, в чужом краю, безвестно. Не хотелось ему видеть плачущую и причитающую жену, или мать, для которой видеть смерть сына было равносильно собственной смерти. Нет, Остап лишь хотел видеть рядом с собой такого же крепкого и сильного козака, чтобы тот подбодрил его.
«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу!»
Возможно, ради этого СЛЫШУ, то есть для поддержки сына и товарищей, старый Тарас и отправляется месту казни.
Объяснение:
Ты этот, скажи какая-именно часть я тебе текст дам
Обьяснение: Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох — все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.
Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.
Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.
Или же
Маленький мальчик никогда не видел своего дедушку, но вот происходит долгожданная встреча. То, что дед является декабристом, приехавшим из ссылки, ему предстоит узнать только когда он вырастет.
Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала — это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймёт, когда вырастет.
Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень длинный путь.
Дедушка приезжает, его встречают радостные родственники. Саша спрашивает у него, где он так долго пропадал, на что дедушка отвечает, что мальчик сам это узнает, когда вырастет. Дедушка и внук сближаются, проводят время вместе, гуляют. Дед рассказывает Саше о деревне Тарбагатай, расположенной в глуши, куда ссылали неугодных людей. Дедушка, когда-то бывший генералом, не чурается работы. Однажды он просит перепуганного крестьянина отдохнуть, и сам берётся за плуг, с которым мастерски управляется. Этим он очень удивляет внука. Дед переживает за простой народ, которому сейчас уже немного полегче, а будет ещё лучше — в этом дед уверен. Бывший генерал пробуждает в мальчике интерес к учёбе. Саша начинает учится и делает первые успехи. Дедушка, который чувствует себя всё хуже, примечает, что внуку пора узнать печальную быль о его и России.