Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с
записью 1911 г.
1
:
«Янь же сказал: „Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли,
составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, никто
ничего не знает, один только Бог знает”. Они же сказали: “Мы знаем, как
человек сотворен”. Он же спросил: “Как?”. Они же отвечали: “Бог мылся в
бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил
сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека,
а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, – в землю идет
тело, а душа к Богу”».
«Шел по земле Господь Бог, а с ним дьявол. Ну, тот, который людей сомущает
и здумал он и Бога сомустить. И так и шли они. Им на путе стречатца куча
земли. “Кто, – говорит дьявол, – из нас сильнее, ты али я, покажем свою силу. Взял землицы, плюнул на нее, в руках повалял и сделал вроде как статуй,
человека обрисовал. Вот видишь, он на меня находит (похож)”, – говорит
дьявол Исусу Христу. Ну, подошел Исус Христос к етой статуе. А она на полу
лѐжит. Дьявол не мог ее уставить, штоб стояла. Так подошел Исус Христос,
взял капочку самую земли на ладонь, на руку-то, маленько слюней спустил,
размешал эту грязь, да по губам и помазал этому-то статую. Потом в лицо
дунул – дух доспел. Статуй-то и оживел, стал, поднялса и пошел. Дьявол-то
улетел. Тело-то в нас дьяволово, от земли, а душа-то Богова. Она завсегда и
после смерти уходит [к] нему обратно на небо».
Какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее
бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?
ответ:
с первых же строк стихотворения “анчар” читатель проникается выразительными и оценочными эпитетами, которые указывают на окружающую атмосферу вокруг этого дерева. все живые существа стараются избегать приближаться к этому дереву.
и только одному человеку под силу нарушить не писаные законы природы. один властелин посылает своего раба за соком ядовитого дерева. он нуждается во власти над ближними. в произведении, дерево описывается, как символ уничтожения всего живого, как какая-то фантастическая сущность, несущая погибель
для всего живого. возле анчара даже ветер и дождь обретают ядовитую силу.
образ властелина в произведении отображается, как всевластие и безжалостность. а образ раба, это безропотная покорность. эти два образа прямо противоположны друг другу. а дерево, с его ядовитым соком, только усиливает образ всевластного князя.
идея стихотворения заключается в изображении царствования. оно губит общество. но не только власть способна погубить общество. рабы сами виноваты в этом. самодержавие и рабство описываются как две разные стороны одной медали. тем не менее, они не могут существовать в единственном числе.