Появление и развитие романтизма в русском изобразительном искусстве относится к тому же периоду, когда этот процесс происходит в литературе и в театре. Романтизм в живописи и скульптуре был порожден теми же социальными факторами, что и в литературе. Тому и другому были присущи общие Основные черты. Однако романтизм в изобразительном искусстве, в отличие от романтизма Литературного, получил более сложное преломление, сочетаясь по большей части с элементами классицизма или сентиментализма. Поэтому в произведениях мастеров, даже наиболее типичных для этого направления, таких, как Б. Орловский, Ф. Толстой, С. Щедрин, О. Кипренский, ясно ощущается влияние разных художественных направлений. Кроме того, опять в отличие от литературного романтизма, где четко разделялись течения активного и пассивного романтизма" в изобразительном искусстве это размежевание менее отчетливо. И само проявление демократических, протестантских настроений в русской живописи и скульптуре проявлялось, совершенно иначе, чем в литературе. Так, нет здесь произведений, подобных, например, "Думам" Рылеева или пушкинской "Вольности". Принципы активного романтизма находят в русском, изобразительном искусстве иное выражение. Они проявляются прежде всего в интересе к человеку, его внутреннему миру; Причем, в отличие от академизма, художника привлекает человеческая Личность сама по себе, независимо от знатного происхождения или занимаемого в обществе высокого положения. Глубокие чувства, роковые страсти привлекают внимание художников. В сферу искусства проникает ощущение драматизма окружающей жизни, сочувствие передовым идеям эпохи, борьба за свободу личности и народа. Однако путь от классицизма к новому видению мира и художественному изображению его не был легким и быстрым. Классицистическая традиция сохранялась долгие годы даже в творчестве мастеров, тяготевших по своим взглядам и художественным исканиям к романтизму. Этим отличается творчество многих художников в 20-40-х годах XIX века, в том числе и К. Брюллова. Карл Брюллов был наиболее известным русским художником первой половины XIX века. Его картина "Последний день Помпеи" (См. Приложение 1) не только вызвала необычайный восторг современников, но и принесли тему европейскую славу. Посетив раскопки в Геркулануме и Помпеях, Брюллов был потрясен картиной их ужасной гибели. Постепенно созревает замысел нового полотна, посвященного изображению этого бедствия. В течение двух лет, готовясь к написанию картины, художник погружался в изучение письменных источников и археологических материалов, делал множество эскизов, искал наиболее выразительное композиционное решение. К 1833 году работа над картиной была закончена.
Картина современного московского художника "Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской" производит большое впечатление.
Фигура князя Дмитрия Донского занимает значительную часть картины. Высокий статный мужчина средних лет в военном облачении стоит на фоне Москвы -города, который защищал и будет защищать. Дмитрий Донской прижимает правую руку к сердцу, а через левую перекинут походный плащ. Одежда на нем простая, не роскошная, хотя он и князь; зато кольчуга, бронзовый наруч и нагрудник с бронзовыми бляхами - очень добротные и прочные. Ведь по картине видно, что Дмитрий Донской только что возвратился с войны.
Князь изображен на фоне восстанавливающейся Москвы. Видно, как работники покрывают башни Кремля свежим тесом, а церковь на заднем плане стоит в лесах, потому что работники штукатурят стены. По Москве-реке плывут ладьи и лодки - наверняка не только военные, но и купеческие. Наступило мирное время, город восстанавливается, торговля процветает, жизнь налаживается.
Фигура князя Дмитрия Донского занимает значительную часть картины. Высокий статный мужчина средних лет в военном облачении стоит на фоне Москвы -города, который защищал и будет защищать. Дмитрий Донской прижимает правую руку к сердцу, а через левую перекинут походный плащ. Одежда на нем простая, не роскошная, хотя он и князь; зато кольчуга, бронзовый наруч и нагрудник с бронзовыми бляхами - очень добротные и прочные. Ведь по картине видно, что Дмитрий Донской только что возвратился с войны.
Князь изображен на фоне восстанавливающейся Москвы. Видно, как работники покрывают башни Кремля свежим тесом, а церковь на заднем плане стоит в лесах, потому что работники штукатурят стены. По Москве-реке плывут ладьи и лодки - наверняка не только военные, но и купеческие. Наступило мирное время, город восстанавливается, торговля процветает, жизнь налаживается.