Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял «Преступление и наказание» как полифонический роман. Что это значит? В романе мы встречаем не только авторский голос, который повествует нам о героях, их мыслях и чувствах. В «Преступлении и наказании» о себе рассказывают сами герои. Их точки зрения на мир равнозначны. Достоевский не говорит, что чье-то мнение лучше, а чье-то хуже. Каждый из персонажей имеет право на свое мнение, которое высказывает во весь голос на страницах романа. А авторская точка зрения – всего лишь одна из числа многих.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами. В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека. Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь «вытягивает» из Родиона его теорию о «высших» и «низших» людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина. Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: «- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
- Так…кто же…убил?.. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса. Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями. В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою «мысль решить».
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион. Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах «Преступления и наказания» идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Этополифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным. Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.
Что произойдет в городе после приезда настоящего ревизора?
После приезда настоящего ревизора чиновникам опять придется скрывать свои грехи, прятать все недостатки и недочеты.. . Оправившись от шока, полученного известием о прибытии настоящего ревизора в их уездный город, собравшиеся в доме Городничего Сквозник-Дмухановского Антон Антоновича чиновники, будут обсуждать, что же им делать теперь. Нового они ничего не изобретут. Да и ревизор уже давно в городе. Чиновников ждет полное разочарование. Все их планы рухнули в одночасье! Ревизор, уже как несколько дней находится в городке «инкогнито» (как, впрочем, и было предупреждено в депеше) и, пока все были заняты Хлестаковым, успел самостоятельно проинспектировать интересовавшие его заведения и разобраться в том, что здесь происходит. Теперь все придется начинать сначала, опять играть роль приличных, законопослушных людей; опять придется лебезить перед ревизором, пытаться подкупить его деньгами Их единственный, он же и последний шанс-взятка (От больших денег ещё никто не отказывался! ) С тяжёлыми мыслями разъедутся чиновники по домам выполнять предписание городничего, собирать деньги на подкуп.
Но если вдруг случится чудо, и ревизор окажется честным? Если вдруг он не захочет брать взятки и делать вид, что не видит никаких нарушений? Если вдруг этот важный чиновник из Петербурга будет честно делать свою работу и «вскрывать» нарушение за нарушением? Тогда, конечно, чиновникам не поздоровится. Минимум, что им грозит, это потерять свои должности.
Именно потому, что произведение полифонично по своей структуре, оно насыщено описанием чувств и мыслей, внутренними монологами и диалогами. В этом смысле Бахтин особо выделяет три диалога между Раскольниковым и Порфирием Петровичем. На всем их протяжении следователь говорит намеками, стараясь выудить истину из Родиона. Раскольников, в свою очередь, пытается играть роль ничего не ведающего человека. Однако искусному Порфирию удается ненадолго сбить Родиона, и тогда в речи Раскольникова прорываются его истинные мысли и чувства. Так, во время первой встречи следователя и Раскольникова с Разумихиным следователь «вытягивает» из Родиона его теорию о «высших» и «низших» людях. Поэтому мы можем сказать, что в этом диалоге звучит два голоса Раскольникова – притворный и настоящий, два голоса Порфирия Петровича, и один голос простого и открытого Разумихина. Только этот герой один из всей этой компании не играл, а честно говорил все, что он думает.
В третьем, последнем, диалоге между следователем и Раскольниковым происходит разрушение ролей героев. Здесь на первый план выходят их истинные позиции: «- Нет, уж какой тут Миколка, голубчик Родион Романович, тут не Миколка!
- Так…кто же…убил?.. – спросил он, не выдержав, задыхающимся голосом. Порфирий Петрович даже отшатнулся на спинку стула, точно уж так неожиданно и он был изумлен вопросом.
- Как кто убил?.. – переговорил он, точно не веря ушам своим, - да вы убили, Родион Романович! Вы и убили-с… - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом».
М. Бахтин утверждает, что герой Достоевского – это всегда человек какой-либо определенной идеи. Она определяет его мироощущение, мысли и поступки. В «Преступлении и наказании» основной является идея Раскольникова о праве сильного человека на преступление нравственного закона. К ней стягиваются и с ней ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора. Поэтому можно с уверенностью говорить, что полифония романа заключается и в этом непрерывном диалоге сознаний героев.
Нужно отметить, говорит Бахтин, что сам Достоевский не передает суть идеи Раскольникова. Она рождается и раскрывается в непрерывном диалоге. Так, в начале романа мы видим, что сознанием главного героя завладели чужие мнения и голоса. Раскольников думает о письме, полученном из дома, он находится под впечатлением от исповеди Мармеладова. Все это превращается в острый диалог Родиона с отсутствующими собеседниками. Герой спорит со своей сестрой, матерью, другими героями. В этом напряженнейшем диалоге Раскольников пытается свою «мысль решить».
Кроме того, нигде в романе мы не найдем бесстрастного изложения теории Родиона. Читатель узнает о ней из диалога героя с Порфирием Петровичем. Следователь нарочно упрощает идею Раскольникова, провоцируя героя, вызывая его на разговор. Позже свою теорию излагает сам Родион. Его все время перебивает вопросами и замечаниями Порфирий Петрович. Подает свои реплики и Разумихин. В итоге идея Раскольникова появляется перед нами, окруженная напряженной борьбой нескольких голосов, мнений, сознаний.
В различных диалогах идея главного героя постепенно раскрывается, проявляя все свои оттенки и возможности. Так, в спорах с Соней эта теория раскрывается новыми гранями, в рассказе Свидригайлова открывается еще одна ее сторона и так происходит на протяжении всего романа.
Таким образом, я полностью согласен с мнением литературоведа М. Бахтина. На страницах «Преступления и наказания» идея Родиона Раскольникова соприкасается с различными явлениями жизни, испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. То есть, можно, сказать, что эта теория ведет диалог с самой жизнью, которая доказывает всю губительность идеи главного героя.
Я убедился, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление наказание» обладает новаторской структурой. Этополифонический роман, в котором постоянно слышны многие голоса, мнения, идеи. Именно такое построение позволяет автору сделать роман живым, напряженным, психологичным. Именно полифония позволяет передать всю глубину человеческой души, со всеми ее светлыми и темными сторонами.
После приезда настоящего ревизора чиновникам опять придется скрывать свои
грехи, прятать все недостатки и недочеты.. .
Оправившись от шока, полученного известием о прибытии настоящего ревизора
в их уездный город, собравшиеся в доме Городничего Сквозник-Дмухановского
Антон Антоновича чиновники, будут обсуждать, что же им делать теперь.
Нового они ничего не изобретут. Да и ревизор уже давно в городе.
Чиновников ждет полное разочарование. Все их планы рухнули
в одночасье! Ревизор, уже как несколько дней находится в городке «инкогнито»
(как, впрочем, и было предупреждено в депеше) и, пока все были заняты Хлестаковым,
успел самостоятельно проинспектировать интересовавшие его заведения и разобраться в том, что здесь происходит.
Теперь все придется начинать сначала, опять играть роль приличных, законопослушных людей; опять придется лебезить перед ревизором,
пытаться подкупить его деньгами
Их единственный, он же и последний шанс-взятка (От больших денег ещё никто не отказывался! )
С тяжёлыми мыслями разъедутся чиновники по домам выполнять предписание
городничего, собирать деньги на подкуп.
Но если вдруг случится чудо, и ревизор окажется честным? Если вдруг он не захочет брать взятки и делать вид, что не видит никаких нарушений? Если вдруг этот важный чиновник из Петербурга будет честно делать свою работу и «вскрывать» нарушение за нарушением?
Тогда, конечно, чиновникам не поздоровится. Минимум, что им грозит, это потерять свои должности.