В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед одиноким героем Батюшкова открывается величественная картина морского заката. Густеющие сумерки приносят тишину, изредка нарушаемую далекими возгласами местных рыбаков. Прогуливаясь по прибрежному лесу, наблюдатель находит в чаще руины древней крепости.
Противоречивые чувства, охватившие лирическое «я» при виде старинных «мшистых твердынь», выражены оксюмороном. Его компонентами выступают конструкции «мертвый сон» и «живет воспоминанье». Созерцатель, погруженный в «безмолвие ночное», предается «сладкому мечтанью». В его воображении моделируется художественное пространство Оно состоит из разрозненных картин: подготовка к морскому походу и клятва, отплытие дружины и отголоски «браней грома», встреча победителей и пиршество. Все эпизоды объединены образом молодого воина, представленным в динамике. Боевой опыт трансформирует нетерпеливого «юношу», трепещущего подобно горячему коню, в мужчину — смельчака и добытчика, продолжающего дело гордых предков.
По общему мнению исследователей, «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина - это сказка о верности и об истинной и мнимой красоте. Потому, по словам Д. Н. Медриша, она «самая лиричная, самая трогательная» .
Певец гармонии А. С. Пушкин жизненную норму видит в движении и многообразии человеческих проявлений. Эту «норму» поэт воплощает в образе царевны. Она унаследовала от матери белизну лица и чистоту души, она соперничает с мачехой во внешней красоте, но она противостоит не только мачехе, а обеим царицам: царевна отличается от них именно многообразием проявлений ее человеческих качеств. Именно в образе царевны сливаются народный и пушкинский идеал женщины. Так проявляет себя закон синтеза в художественном мире Пушкина.
В сознании Пушкина так же, как и сознании народа, идеалом, воплощенным в царевне, является гармоническое соединение красоты внешней и духовной.
В речи автора эпитет «милый» , определяющий только «царевну» и тех, кто ей дорог, обозначает не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту. Он становится синонимом эпитетов «любимый» , «дорогой» , как в народной песне, а для автора, как показывает сопоставление значений этих слов-характеристик, наиболее значимым, важным эпитетом, поскольку связан идейно со словом «милосердие» , обозначающим ключевое понятие в мировоззрении великого гуманиста А. С. Пушкина. Так, царевна, выражая не только свои чувства, но и мысли автора, предпочитает «любимым» братьям-богатырям «милого» королевича Елисея.
В итоге можно сказать, что Пушкин, разделяя «образ мыслей» народа, внутреннюю красоту человека ценит выше внешней. Поэт показывает образом царицы-мачехи, что внешняя красота без внутренней не просто бесплодна, но чревата «отрицанием» и «разрушением» (Гегель) .
С образом царевны связана не только общесказочная идея конечной победы добра над злом и торжества справедливости (награждения гонимого и наказания гонителя) , не только народное и одновременно пушкинское представление об идеале русской женщины, но и в более глубоком, аллегорическом плане содержания произведения -пушкинская (и общечеловеческая) формула действия добра в человеческом обществе.
Любовь и забота царевны порождает любовь к ней у братьев-богатырей; ласковое отношение царевны к псу Соколко превращает его в преданного друга и защитника, готового ради нее пожертвовать своей жизнью. Пушкин показывает, что чудо любви и взаимопонимания заставляет даже животное вести себя по-человечески, а людей соединяет в единую согласную семью. В этом и состоит главная функция добра.
Объяснение:
В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед одиноким героем Батюшкова открывается величественная картина морского заката. Густеющие сумерки приносят тишину, изредка нарушаемую далекими возгласами местных рыбаков. Прогуливаясь по прибрежному лесу, наблюдатель находит в чаще руины древней крепости.
Противоречивые чувства, охватившие лирическое «я» при виде старинных «мшистых твердынь», выражены оксюмороном. Его компонентами выступают конструкции «мертвый сон» и «живет воспоминанье». Созерцатель, погруженный в «безмолвие ночное», предается «сладкому мечтанью». В его воображении моделируется художественное пространство Оно состоит из разрозненных картин: подготовка к морскому походу и клятва, отплытие дружины и отголоски «браней грома», встреча победителей и пиршество. Все эпизоды объединены образом молодого воина, представленным в динамике. Боевой опыт трансформирует нетерпеливого «юношу», трепещущего подобно горячему коню, в мужчину — смельчака и добытчика, продолжающего дело гордых предков.
Певец гармонии А. С. Пушкин жизненную норму видит в движении и многообразии человеческих проявлений. Эту «норму» поэт воплощает в образе царевны. Она унаследовала от матери белизну лица и чистоту души, она соперничает с мачехой во внешней красоте, но она противостоит не только мачехе, а обеим царицам: царевна отличается от них именно многообразием проявлений ее человеческих качеств. Именно в образе царевны сливаются народный и пушкинский идеал женщины. Так проявляет себя закон синтеза в художественном мире Пушкина.
В сознании Пушкина так же, как и сознании народа, идеалом, воплощенным в царевне, является гармоническое соединение красоты внешней и духовной.
В речи автора эпитет «милый» , определяющий только «царевну» и тех, кто ей дорог, обозначает не столько внешнюю, сколько внутреннюю красоту. Он становится синонимом эпитетов «любимый» , «дорогой» , как в народной песне, а для автора, как показывает сопоставление значений этих слов-характеристик, наиболее значимым, важным эпитетом, поскольку связан идейно со словом «милосердие» , обозначающим ключевое понятие в мировоззрении великого гуманиста А. С. Пушкина. Так, царевна, выражая не только свои чувства, но и мысли автора, предпочитает «любимым» братьям-богатырям «милого» королевича Елисея.
В итоге можно сказать, что Пушкин, разделяя «образ мыслей» народа, внутреннюю красоту человека ценит выше внешней. Поэт показывает образом царицы-мачехи, что внешняя красота без внутренней не просто бесплодна, но чревата «отрицанием» и «разрушением» (Гегель) .
С образом царевны связана не только общесказочная идея конечной победы добра над злом и торжества справедливости (награждения гонимого и наказания гонителя) , не только народное и одновременно пушкинское представление об идеале русской женщины, но и в более глубоком, аллегорическом плане содержания произведения -пушкинская (и общечеловеческая) формула действия добра в человеческом обществе.
Любовь и забота царевны порождает любовь к ней у братьев-богатырей; ласковое отношение царевны к псу Соколко превращает его в преданного друга и защитника, готового ради нее пожертвовать своей жизнью. Пушкин показывает, что чудо любви и взаимопонимания заставляет даже животное вести себя по-человечески, а людей соединяет в единую согласную семью. В этом и состоит главная функция добра.
http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/562-skazka-o-mertvoj-tsarevne.htm
Рисунки взяты из интернета.