Мцыри как романтический герой Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри (1840 год) , повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед Мцыри была написана поэма Беглец. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме Мцыри Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в Исповеди и поэме Беглец. В Мцыри поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в Исповеди (любовь героя-монаха к монахине) . Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи, сам он рабом и узником
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри (1840 год) , повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед Мцыри была написана поэма Беглец. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме Мцыри Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в Исповеди и поэме Беглец. В Мцыри поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в Исповеди (любовь героя-монаха к монахине) . Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи, сам он рабом и узником
1 глава
1. Приезд Остапа и Андрия в отчий дом.
2. Шутливая встреча.
3. Радость старого козака Тараса Бульбы.
4. В светлице.
5. Застолье.
6. Решение ехать в Запорожскую Сечь.
7. Козацкая жизнь.
8. Материнские слёзы.
9. Утренние сборы.
10. Начало пути.
2 глава
1. Путь всадников.
2. Мысли Тараса, его гордость сыновьями.
3. Остап и Андрий вспоминают учебу в Киевской академии.
4. Остап - старательный ученик.
5. Андрий - авантюрист.
6. Влюбленность Андрия в полячку.
7. Андрий в покоях девушки.
8. Прибытие в Хортицу.
9. Жизнь в Сечи.
3 глава
1. Жизнь Тараса и сыновей в Сечи.
2. Пиршество и гульба в Сечи.
3. Разнообразный люд: офицеры, партизаны, рыцари.
4. Строение Запорожской Сечи.
5. Разгульное море для юношей.
6. Охота в степи.
7. Тарас ждет отважного предприятия и битвы.
8.Ссора с кошевым и месть ему.
9. Кошевого свергают.
10. Кошевым избран Кирдяга.
11. Шумное избрание и разгулье в честь него.
4 глава
1. Хитрый план кошевого
2. Подготовка к морскому походу
3. Оборванные казаки
4. Вести с Гетманщины.
5.Праведный гнев
6. Еврейский погром
Янкеля
8. Напутственная речь
9. Казаки выступают.
5 глава
Наступление запорожского войска.
2. Остап и Андрий -- первые в битвах.
3. Штурм крепости Дубно.
4. Осада.
5. Красота июльской ночи.
6. Визит служанки-татарки.
7. Рассказ о панночке.
8. В поисках белого хлеба.
9. Побег.