Реальность: 1.Дед засеял баштат на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собой гонять воробьёв и сорок с баштату. 2.Чумаки проезжавшие мимо. 3.Встреча деда со старыми знакомыми. 4.Дед танцует. 5.Опкапывает камень со всех сторон. 6. Мать готовит галушки. Фантастическое: !.Перемещение с одного места на другое. 2. На могиле вспыхнула свеча, потом потухла. В дали загорелась другая. 3.Готовился поднести к носу табак,как вдруг над головою его "чихи"! 4.Разговоры животных. 5. Ходячая кухва.
Фантастика — это особый изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины «сверхъестественного» , «ирреального» . Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является Гофман (вспомним его «Эликсиры сатаны») . Русская литература также не обходит вниманием фантастику. В гротесковой манере пишут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков. В нашем веке эстафету подхватывает Булгаков. Литература XX века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (А. Толстой, братья Стругацкие) , фантастической утопии и антиутопии (Замятин, Войнович) . В чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам? Писатели создают некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира. Фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе «Мастер и Маргарита» появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей. Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина «Мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б. . Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («За миллиард лет до конца света» ) имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей. Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова «Альтист Данилов» и А. Кима «Белка» . Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов — артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов — люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи. У альтиста Данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («Н») . На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «Ч» , когда герой будет призван к ответу. Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «Белки» . В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, — хорек-вампир. Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, «…ий» , может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека. Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, что мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. Зло, мещанство и эгоизм — это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои «Белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом.
Фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе «Мастер и Маргарита» появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей. Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина «Мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б. . Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («За миллиард лет до конца света» ) имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей.
Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова «Альтист Данилов» и А. Кима «Белка» . Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов — артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов — люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи.
У альтиста Данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («Н») . На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «Ч» , когда герой будет призван к ответу.
Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «Белки» . В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, — хорек-вампир.
Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, «…ий» , может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека.
Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, что мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. Зло, мещанство и эгоизм — это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои «Белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом.