а). Целостность (единство и соподчинение) – оптимальное соотношение элементов композиции и связей между ними, которое дает возможность сразу охватить взглядом изображение, т. е. обеспечить зрительное восприятие объекта как целого.
Целостность: - Наличие формата – ограниченность, отделение объекта от среды. Основными приемами ограниченности являются: введение общей рамки, заполнение всей поверхности общим фоном, введение одинакового оформления все форм.
Компактность– правильный и оптимальный выбор количества элементов, которое может восприниматься одновременно. Взрослый человек может нормально воспринять одновременно от 5 до 9 объектов, большее число элементов вызывает ощущение хаотичности. Поэтому при большом количестве элементов композиции рекомендуется объединять их в группы. Элементы в группе могут быть связаны по различным признакам.
- Отсюда – третье условие целостности – связность(связь объектов по различным признакам).
группировки элементов: группировка по расположению на формате, группировка по размерам (большие с большими, – маленькие с маленькими), по подобию (например, синие элементы), группировка вокруг центра, по смыслу, по форме, а также структурная связь (элементы связаны легко прочитываемой структурой, например, шахматной клеткой).
б). Гармоничность – единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме. Гармония определяется как согласие, созвучие, противоположность хаосу. Наиболее гармоничным считается (и является) искусство древних греков, так как единственным содержанием греческого искусства было прекрасное тело, и выражалось это содержание посредством скульптурного (живописного, графического) изображения прекрасного тела1. В связи с этим можно выделить два случая дисгармонии в искусстве:
а). Целостность (единство и соподчинение) – оптимальное соотношение элементов композиции и связей между ними, которое дает возможность сразу охватить взглядом изображение, т. е. обеспечить зрительное восприятие объекта как целого.
Целостность: - Наличие формата – ограниченность, отделение объекта от среды. Основными приемами ограниченности являются: введение общей рамки, заполнение всей поверхности общим фоном, введение одинакового оформления все форм.
Компактность– правильный и оптимальный выбор количества элементов, которое может восприниматься одновременно. Взрослый человек может нормально воспринять одновременно от 5 до 9 объектов, большее число элементов вызывает ощущение хаотичности. Поэтому при большом количестве элементов композиции рекомендуется объединять их в группы. Элементы в группе могут быть связаны по различным признакам.
- Отсюда – третье условие целостности – связность(связь объектов по различным признакам).
группировки элементов: группировка по расположению на формате, группировка по размерам (большие с большими, – маленькие с маленькими), по подобию (например, синие элементы), группировка вокруг центра, по смыслу, по форме, а также структурная связь (элементы связаны легко прочитываемой структурой, например, шахматной клеткой).
б). Гармоничность – единство эстетических и логических характеристик композиции, при котором её внутреннее содержание полностью выражается во внешней форме. Гармония определяется как согласие, созвучие, противоположность хаосу. Наиболее гармоничным считается (и является) искусство древних греков, так как единственным содержанием греческого искусства было прекрасное тело, и выражалось это содержание посредством скульптурного (живописного, графического) изображения прекрасного тела1. В связи с этим можно выделить два случая дисгармонии в искусстве: