В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”Он душу младую в объятиях несДля мира печали и слез.И звук его песни в душе молодойОстался без слов, но живойЛермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.И все, что создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
1.Понравилась ли вам сказка? Увлекли ли вас события, происходившие с Алёшей? Менялось ли ваше отношение к герою сказки по ходу чтения? Почему?Невзирая на то, что непривычный древний слог время от времени затрудняет осознание текста, действия сказки увлекают читателей.Наше отношение к Алеше изменяется по ходу развития сюжета. Поначалу мы очень соболезнуем Алеше, который чувствует себя одиноко в пансионе, в особенности во время вакаций (другими словами каникул). Затем мы лицезреем, что Алеша под воздействием собственных новых начинает поступать плохо, но все таки мы продолжаем соболезновать ему и хотим ему исправиться, узреть себя со стороны. В конце мы испытываем удовлетворенность оттого, что Алеша опять стал самим собой.2.Перечитайте описание Петербурга и дома, в котором располагался пансион. Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной волшебной сказке? Если нет, то почему?Петербург и дом, в каком размещался пансион, описаны создателем с любовью и очень тщательно. В магической народной притче не может быть такового детализированного описания, так как народная притча всегда передавалась из уст в уста, потому в памяти сохранялись только типические, самые общие и соответствующие черты.3.Почему Алёша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор»? Что он хотел увидеть? Чего ожидал? Почему его разочаровал приезд директора?Алеша «пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор», так как переулок за забором был для него непознанной территорией, а от неизведанного всегда ожидают чуда. Алеша грезил, что вдруг появится волшебница и через дырочку подаст ему игрушки, талисман либо письмо от родителей.Приезд директора училищ во время зимних вакаций разочаровал Алешу. Мальчишка обожал германские романы, в каких описывались рыцари, и задумывался, что директор — это необычный рыправитель. Оказалось, что директор — самый обыденный человек с маленькой лысой головкой, в ординарном сероватом фраке, а не в латах, иприехал он не верхом на чудесном скакуне, а на извозчике. Неглядя на это, все обращались с директором очень уважительно.