ТЕМА: Практическое занятие № 55. Поэма «По праву памяти». Задание: ответить на вопросы в тетради.
1. К кому автор обращается со словами (по поводу строчек «сын за отца не отвечает»): Вам едва ль постичь до глубины / тех слов коротких откровенье /для виноватых без вины»?
2. Какой рисует автор жизнь человека, родители которого /отец / названы врагами народа?
3. Как вы понимаете слова поэта: «Но за всеобщего отца Мы оказались все в ответе»?
4. О чем предупреждает поэт словами: «Кто прячет ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
5. Что человеку, по мнению автора, дает право «не пряча глаз глядеть в глаза»?
Автор показывает, как «на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой» , в то время как спали его воины. Ермак думает о жизни своей и своих товарищей, была ли она правильной. Многие его казаки – люди отчаянные, в преступники, перешедшие на службу к царю. Но Ермак, а с ним и автор, не осуждает их, а, напротив, восхищается. Он считает, что «все преступленья буйной жизни» смыты кровью врагов, и теперь эти люди не щадят своей жизни за более высокую цель – «за Русь святую» .
Ермак еще не знает, что впереди ждет героев страшная гибель: нападение Кучума. Смелому и мужественному казаку Кучум противопоставлен как человек низкий и подлый – он нападает исподтишка. Страшась вступить с героем в бой, Кучум к шатрам, как тать презренный, Прокрался тайною тропой… В страшной битве пала дружина Ермака, так и «не обнажив мечей» . Ермак плывет по бушующей реке, напрягая силы, но «сила року уступила» . Автор считает, что виною гибели Ермака стал «тяжелый панцирь – дар царя» . Герой погиб, променяв свою свободу на верную службу самодержавию. Для декабриста Рылеева проблема личной свободы особенно важна, служить царю и служить России для него не одно и то же. Восхищаясь героизмом Ермака, его службой на благо России, он не согласен с тем, что герой принял от царя дорогой подарок и в этом видит одну из причин его гибели.