В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Х
Химия
Д
Другие предметы
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
М
Музыка
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
У
Українська література
Р
Русский язык
Ф
Французский язык
П
Психология
О
Обществознание
А
Алгебра
М
МХК
Г
География
И
Информатика
П
Право
А
Английский язык
Г
Геометрия
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
lerafilippovа04
lerafilippovа04
03.11.2021 08:09 •  Литература

Тема урока: Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Тема памяти и связи поколений.
Ю.Я.Яковлев Рассказ – притча «Сыновья Пешеходова»
Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова — Семен и Василий. Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или полковое знамя. И, прочитав, к примеру, о том, что Семен и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. Они знают, в чем дело.
В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. На старике солдатская гимнастерка. Видимо, приобретенная по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
Взрослые люди с плохо скрытой улыбкой отвечают на поклоны старика, а ссужая ему сигарету, не преминут напомнить:
— Куришь ты, Пешеходов, один сорт: чужие.
— Для меня свое и чужое все одно, — говорит старик. — У меня ни своего, ни чужого…
Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели — ребятня. Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. Больше того, он ждет этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мертвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
— Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошел? спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
И старик отвечает:
до Берлина… пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
— А ты не устал?
— Устал. Что поделаешь! Машин мало было. Только танки и лошади.
— Ты бы на лошади, — советует кто-то из ребят.
— Так и лошадей не хватало. Если бы каждому солдату лошадь — война бы раньше кончилась. А то пешком до Берлина далеко-о…
Идешь, идешь, и конца не видно. Я своих сыновей так и не догнал.
— Они быстро шли?
— Быстро.
— Пешком?
— Пешком. Они же у меня Пешеходовы… Только сыновья моложе.
Ноги у них резвые. Я не поспевал за ними.
Постепенно кружок слушателей увеличивается. Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. И каждый хорошо знает свою роль.
— Дедушка Пешеходов, — уже в который раз спрашивают ребята, — а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
— Мои сыновья, Семен и Василий, — как бы впервые отвечает старик.
— А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
— Мои сыновья…
И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
— Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемет?
Нет, не собьешь старика!
— Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, — невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
— А кто первым вышел на правый берег Днепра?
— Мои сыновья, Семен и Василий.
— Они всю войну пешком или потом на лошадях?
— Пешком! — отвечает старик и вдруг умолкает, задумывается и, отвлекшись от рассказа, говорит: — Лошадей на войне жалко было.
Обстрел начнется, люди попадают, спрячутся в щели, а лошадь стоит.
Все железо в нее впивается.
— Все железо? — испуганно спрашивает кто-нибудь из самых маленьких слушателей, не в силах представить себе все железо, впившееся в лошадь: очень много получается железа…
А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
— А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
— Мои сыновья…
— А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
— Мои сыновья…
— Везде поспевали?
— Везде. Ноги у них молодые. Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
— Так и не вернулись?
— Так и не вернулись. Спят в могиле.
При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание. Это слово на мгновенье превращает Семена и Василия в обычных людей, которых хоронят на кладбище. И дети испытывают скорее разочарование, чем жалость: всю войну сыновья Пешеходова пешком, без лошади, почему же теперь они «спят в могиле»?
И тогда кто-то из ребят решается спросить:
— Где их могила?
Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, как бы развеивается. Он говорит:
— Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. По всей родной земле.
И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьет час!
Задания.
1. Найдите в рассказе средства выразительности и выпишите в тетрадь.
2. Приведите примеры памяти и связи поколений из текста, записав их в тетрадь.

Показать ответ
Ответ:
Daniil6class
Daniil6class
26.08.2021 08:03

1."...Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию..."  

2 " Женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью..."  

3.  "...На ее болезненном лице изображалась глубокая грусть..."  "...Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente* – болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия..." (* fievre lente – медленная, изнурительная лихорадка)  "

4. Вера любит Печорина, но понимает,, что он  - человек непостоянный, противоречивый, эгоистичный, поэтому выходит замуж дважды.  Своего второго  мужа  она его" уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа..."   и живет с ним ради сына.

Она  принимает  Печорина таким , какой он есть и " жертвует собою ",хотя понимает, что жертва ее - напрасная. Она уезжает. А Григорий Александрович  в погоне за ней теряет коня.

Образ Веры  считается второстепенным, а вот для главного героя она - олицетворение женственности и любви.

0,0(0 оценок)
Ответ:
Емодзи
Емодзи
01.02.2020 01:42
1) Это сказочное место, где под ногами трясина, растут ёлочки-старушки, летает ворон, говорящий на своём языке, болото, враждебное человеку.
Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.
2) Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень .
Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны друг другу, поддерживать друг друга
3) Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и друг другу и людям, чем могли.
4)  Автор хвалит их за умение трудится. золотой курочкой автор называет Настю за необычайно красивый , светлый цвет волос и веснушки .  Митрашу он называет так , потому что он был коренастым и крепким мальчиком . 
5) Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал» , а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место»
Автор жалеет Митрашу за то, что мальчик совершил глупость: бросил сестру и ушел один.
6)Когда Настя и Митраша пошли по разным тропинкам они позабыли друг о друге-это чуть не стоило мальчику жизни. Настя первая добралась до палестинки, её схватило чувство жадности за клюкву, лишь спустя время она вспомнила о Митраше. Автор осуждает жадность Насти.
7) Возможно, он даёт этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака — друг человека — и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.


Вот, держи. Удачи :)
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Литература
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота