«Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Композиция поэмы типична для романтических произведений: действие сосредоточено около одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку.
Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие её от обычных романтических поэм. Это своеобразие заключается в том, что в поэме нет ничего таинственного, недоговорённого. Начинается поэма с точного указания места действия. Затем автор даёт вступление, в котором подготовляет читателя к пониманию душевного состояния героя. Самая исповедь Мцыри, хотя и представляет собой взволнованную речь героя, в то же время последовательно и внутренне оправданно излагает всё им пережитое.
Много места уделено картинам природы. Описания природы служат и для указания места действия, и для характеристики героя. Как различно воспринимает природу Мцыри и монахи:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад,
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой и богатством творческой жизни. Открывшаяся перед ним картина захватывает его, зовёт к слиянию с природой:
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши.
По сюжету повести «Ночь перед рождеством» чёрту остаётся последняя ночь, когда он может безнаказанно разгуливать по земле и склонять людей к грехопадениям.Персонаж этот маленького роста, покрыт шерстью, на ногах его копытца, а востренькая мордочка заканчивается свиным рыльцем. Гоголь, изображая чёрта, наделил его свойствами человеческого характера — хитростью, изобретательностью, умом, коварством и трусостью. Кроме того, натура этого фантастического героя весьма склонна к мстительности. С тех пор как кузнец Вакула изобразил на стене церкви картину из Страшного суда, где чёрта избивают грешники, он спит и видит, как бы проучить набожного художника. Именно с целью насолить кузнецу чёрт похищает месяц с ночного неба и поднимает в Диканьке метель. Таким образом, он пытается задержать дома Чуба, отца Оксаны, чтобы влюблённый в девушку Вакула не смог прийти к ней в горницу. Но проказы чёрта провалились и, вдобавок, поставили его самого в неловкое положение.
...Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло...
Чёрт вынужден забраться в один из трех мешков в доме ведьмы Солохи, чтобы не пересечься с её остальными гостями. Два других мешка были заполнены Головой, дьяком и Чубом соответственно. А вернувшийся от Оксаны Вакула вынес все три мешка из избы. Самые тяжелые мешки кузнец оставил на дороге, а тот, в котором сидел чёрт, потащил с собой к запорожцу Пацюку, чья изба стояла на самом отшибе.
Недолго пришлось кататься чёрту на спине ненавистного кузнеца и строить планы как бы его покарать. Вакула открыл мешок и умудрился оседлать нечистую силу. Под угрозой быть перекрещенным чёрт вынужден лететь с кузнецом на спине в Петербург, чтобы добыть для его капризной возлюбленной царские черевички. На обратный путь из Петербурга в Диканьку чёрту потребовалось много меньше времени, а когда он очутился возле хаты кузнеца, под крик первого петуха, Вакула от души поблагодарил его тремя ударами хворостины и дал возможность сбежать. Так, сын нечистой силы вместо мести, козней и прочих одурачивания людей, был сам одурачен простодушным кузнецом.
«Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Композиция поэмы типична для романтических произведений: действие сосредоточено около одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку.
Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие её от обычных романтических поэм. Это своеобразие заключается в том, что в поэме нет ничего таинственного, недоговорённого. Начинается поэма с точного указания места действия. Затем автор даёт вступление, в котором подготовляет читателя к пониманию душевного состояния героя. Самая исповедь Мцыри, хотя и представляет собой взволнованную речь героя, в то же время последовательно и внутренне оправданно излагает всё им пережитое.
Много места уделено картинам природы. Описания природы служат и для указания места действия, и для характеристики героя. Как различно воспринимает природу Мцыри и монахи:
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад,
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил...
Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой и богатством творческой жизни. Открывшаяся перед ним картина захватывает его, зовёт к слиянию с природой:
И снова я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным странным голосам;
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши.
Объяснение:
По сюжету повести «Ночь перед рождеством» чёрту остаётся последняя ночь, когда он может безнаказанно разгуливать по земле и склонять людей к грехопадениям.Персонаж этот маленького роста, покрыт шерстью, на ногах его копытца, а востренькая мордочка заканчивается свиным рыльцем. Гоголь, изображая чёрта, наделил его свойствами человеческого характера — хитростью, изобретательностью, умом, коварством и трусостью. Кроме того, натура этого фантастического героя весьма склонна к мстительности. С тех пор как кузнец Вакула изобразил на стене церкви картину из Страшного суда, где чёрта избивают грешники, он спит и видит, как бы проучить набожного художника. Именно с целью насолить кузнецу чёрт похищает месяц с ночного неба и поднимает в Диканьке метель. Таким образом, он пытается задержать дома Чуба, отца Оксаны, чтобы влюблённый в девушку Вакула не смог прийти к ней в горницу. Но проказы чёрта провалились и, вдобавок, поставили его самого в неловкое положение.
...Черт между тем не на шутку разнежился у Солохи: целовал ее руку с такими ужимками, как заседатель у поповны, брался за сердце, охал и сказал напрямик, что если она не согласится удовлетворить его страсти и, как водится, наградить, то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло...
Чёрт вынужден забраться в один из трех мешков в доме ведьмы Солохи, чтобы не пересечься с её остальными гостями. Два других мешка были заполнены Головой, дьяком и Чубом соответственно. А вернувшийся от Оксаны Вакула вынес все три мешка из избы. Самые тяжелые мешки кузнец оставил на дороге, а тот, в котором сидел чёрт, потащил с собой к запорожцу Пацюку, чья изба стояла на самом отшибе.
Недолго пришлось кататься чёрту на спине ненавистного кузнеца и строить планы как бы его покарать. Вакула открыл мешок и умудрился оседлать нечистую силу. Под угрозой быть перекрещенным чёрт вынужден лететь с кузнецом на спине в Петербург, чтобы добыть для его капризной возлюбленной царские черевички. На обратный путь из Петербурга в Диканьку чёрту потребовалось много меньше времени, а когда он очутился возле хаты кузнеца, под крик первого петуха, Вакула от души поблагодарил его тремя ударами хворостины и дал возможность сбежать. Так, сын нечистой силы вместо мести, козней и прочих одурачивания людей, был сам одурачен простодушным кузнецом.