Картина «Сиверко» принадлежит кисти русского художника-пейзажиста конца XIX — начала XX века И. С. Остроухова, который занимает особенное место в историю русского искусства. Его имя связано не только с живописью, но и с открытием частного музея, коллекционированием икон, преподаванием в Академии художеств. Работы живописца, вопреки холодной Оценки современных критиков, высоко ценил П. М. Третьяков и приобретал его полотна для своей коллекции. Самой высокой оценки собирателя русского искусства удостоился пейзаж «Сиверко», который был впервые выставлен на суд зрителей в 1890 году на очередной передвижной выставке и сразу получил народное признание и высокую оценку критиков. На картине И. С. Остроухова «Сиверко» перед нами предстаёт живописный изгиб реки, каких на нашей прекрасной русской земле великое множество. Вливаясь на переднем плане, река величественно устремляется вдаль. Когда-то зеркало реки было неподвижно, в ней отражался голубой небосвод и яркое солнце, но потом стал дуть сиверко — северный ветер. Речную гладь сменила рябь, которая змейками побежала вдоль берега. Светлая прозрачная вода приобрела тёмные оттенки: лиловый, темно-серый, синий и чёрный. Между берегами, посередине реки, виднеется небольшая песчаная отмель, покрытая темно-зелёной травой. Над рекой низко парят две чайки. Их образ не оставлял равнодушными многих поэтов. К. Бальмонт писал: «Чайка, серая чайка с печальными криками носится Над холодной пучиной морской. И откуда примчалась? Зачем? Почему её жалобы Так полны безграничной тоской?» Река заключена между двумя берегами: левый — песчаный пологий, правый — крутой обрыв, по жёлто-коричневым склонам которого растёт трава. Её темно-зелёные кустики покрывают почти весь передний план картины, создавая изумрудно-жёлтый ковёр с редкими узорами из белых цветов. Северный ветер — сиверко — особенно чувствуются в этой части картины. Заросли прибрежной травы покорно склоняются под его неприветливыми холодными порывами. Правый берег реки, протянувшийся через всю картину, живописно обрамляет зелёно-чёрная полоска земли. Зеленеющие луга с белыми цветами доходят до тёмной полосы леса, который величественно простирается вдоль всего горизонта. Могучие деревья растут друг к другу очень близко, образуя чёрную непроходимую стену. Величественный и строгий лес напоминает стражу, стоящую на защите границ государства. Серые кучевые облака с тёмными краями низко плывут по всему небу. Только справа видны два небольших светло-голубых участка небосвода, напоминая о былой безмятежной солнечной погоде. Теперь пасмурно. Чувствуется, что под резкими порывами сиверко торопливо сменяются небесные картинки, образующиеся из больших облаков, стремительно уплывающих вдаль. Картина И. С. Остроухова «Сиверко» вызывает смешанные чувства: с одной стороны — тревога, ожидание перемен, состояние поиска, которые появляются за счёт тёмных тонов и мрачности. С. Есенин писал: «Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо… » С другой стороны, возникает чувство восхищения — нельзя не любоваться бескрайними просторами истинно русской природы: её могуществом, широтой, силой и суровостью. Различные критики на протяжении многих лет и поколений приходили к одной и той же оценке творчества И. С. Остроухова: «Сиверко» является его лучшей работой — уникальной, глубокой и неповторимой. И. Е. Репин высказывался о картине так: «Сиверко» — какая превосходнейшая вещь! Как это взято художником, как нарисовано! Да это чудесный талантливый художник!». «В этой вещи есть замечательная серьёзность, есть какая-то значительность, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувства», — так отзывался о полотне художника И. Грабарь. Действительно, создаётся впечатление, что «Сиверко» И. С. Остроухова существует вне времени. Эта картина пробуждала чувства современников живописца, производит неизгладимое впечатление сейчас на нас и, несомненно, не оставит равнодушными и наших потомков.
Повесть «Детство» автобиографична, но поставить знак равенства между сюжетом художественного произведения и жизнью писателя нельзя. Спустя годы М. Горький вспоминает свое детство, первые опыты взросления, смерть отца, переезд к деду; по-новому многое переосмысливает и на основе пережитого создает картину жизни маленького мальчика Алеши в семье Кашириных. Повествование в повестиведется от первого лица, от имени маленького героя событий. Этот факт делает описываемые события более достоверными, а также что является важным для писателя) передать психологию, внутренние переживания героя. То Алеша говорит о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», то признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя – не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже спозиции взрослого, много познавшегов жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиографической повести. Цель М. Горького – не оживить а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил – до и по сей день живет – простойрусский человек».События детства не мелькают калейдоскопом в восприятии рассказчика. Наоборот, каждое мгновение жизни, поступок герой пытается осмыслить, дойти до сути. Один и тот же эпизод по-разному воспринимается героем. Выпавшие испытания мальчик переносит стойко: например, после того как дед избил Алешу за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде иболи, своей и чужой».Горьковское произведение «Детство» имеет границы традиционного жанра повести: одна ведущая сюжетная линия, связанная с автобиографичным героем, а все второстепенные персонажи и эпизодытакже раскрыть характер Алеши и выразить авторское отношение к происходящему.С одной стороны, важно показать «тесный, душный круг жутких впечатлений», в котором жил Алеша в семье Кашириных, а также раскрыть, как расширялись представления мальчика о нравах собственническогомира за пределами дома деда. С другой стороны, важно показать огромное влияние на Алешу тех «прекрасных душ», с которыми он встретился в доме деда и в окружающем мире и которые вселяли «надежду на возрождение... к жизни светлой, человеческой».