МОЛОДЕЦ ПРОТИВ (среди, на) ОВЕЦ, А ПРОТИВ (на) МОЛОДЦА <И> САМ ОВЦА. Говорится о том, кто смел, самоуверен только среди тех, кто слабее, ниже его в каком-л. отношении. Тут стучат про вред войны в отношении экономическом, пугают крахами банков, падением курсов, затем торговли, даже нашим военным бессилием не только перед Европой, но и перед турками, забывая, что турецкий башибузук, мучитель безоружных, беззащитных, отрезыватель мертвых голов, по русской пословице — «молодец против овец, а против молодца и сам овца», что наверно и окажется. Достоевский, Дневник, 1876.— Неужели рассчитываете убежать? — Эх... убежать! — сказал шпион. Он сжал руку в кулак так, что захрустели суставы, и этим немного успокоил себя.— Трусите, трусите,— со смехом сказал опять майор.— Я вашу натуру немного знаю. «Молодец против овец... Слышали такую пословицу? Г. Матвеев, Тарантул.— А князь Афанасий Вяземский? — Дурак дураком, а важничает. Молодец среди овец.— А Годунов Борис? — Не пойму его. Костылев, Иван Грозный. — Даль: Молодец на овец, а на молодца сам овца; Рыбникова: Молодец на овец, а против молодца и сам овца; Молодец — среди овец, а возле молодца и сам овца.
В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "век нынешний", представителем которого является Чацкий, противопоставляется фамусовскому обществу - "веку минувшему." Но не стоит думать, что фамусовское общество - это только пожилые ретрограды. Вот например, его молодые представители: секретарь Фамусова Молчалин и полковник Скалозуб.
Скалозуб - военный в чине полковника, делающий стремительную карьеру. Он богат - "и золотой мешок, и метит в генералы". Все это делает его в глазах Фамусова завидным женихом для дочери. Правда, Скалозуб беспросветно глуп ("Он слова умного не выговорил сроду" - говорит о нем Софья), но Фамусова это не волнует.
Молчалин - по словам Чацкого, "жалчайшее создание" - тоже делает карьеру. В отличие от Скалозуба, Молчалин пока в невысоких чинах ("в чинах мы небольших"), но он упорно движется к своей цели - богатству и высокому положению - не особенно выбирая средства. Он готов льстить, прислуживаться, притворяться, в том числе изображая любвь к дочери начальника. Его “умеренность и аккуратность” - маска, которую он носит до поры до времени. Искусный актер и манипулятор, Молчалин погорел буквально по нелепой случайности: его слова, обращенные к Лизе, услышала Софья. Не случись этого, Молчалин вполне мог бы и преуспеть: Чацкий был прав, говоря: "Молчалины блаженсвуют на свете".
Молчалина и Скалозуба роднит между собой то, что они прекрасно чувствуют себя в обществе, где правят бал фамусовы, и не хотят ничего менять.
— Даль: Молодец на овец, а на молодца сам овца; Рыбникова: Молодец на овец, а против молодца и сам овца; Молодец — среди овец, а возле молодца и сам овца.
Молчалин и Скалозуб
В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" "век нынешний", представителем которого является Чацкий, противопоставляется фамусовскому обществу - "веку минувшему." Но не стоит думать, что фамусовское общество - это только пожилые ретрограды. Вот например, его молодые представители: секретарь Фамусова Молчалин и полковник Скалозуб.
Скалозуб - военный в чине полковника, делающий стремительную карьеру. Он богат - "и золотой мешок, и метит в генералы". Все это делает его в глазах Фамусова завидным женихом для дочери. Правда, Скалозуб беспросветно глуп ("Он слова умного не выговорил сроду" - говорит о нем Софья), но Фамусова это не волнует.
Молчалин - по словам Чацкого, "жалчайшее создание" - тоже делает карьеру. В отличие от Скалозуба, Молчалин пока в невысоких чинах ("в чинах мы небольших"), но он упорно движется к своей цели - богатству и высокому положению - не особенно выбирая средства. Он готов льстить, прислуживаться, притворяться, в том числе изображая любвь к дочери начальника. Его “умеренность и аккуратность” - маска, которую он носит до поры до времени. Искусный актер и манипулятор, Молчалин погорел буквально по нелепой случайности: его слова, обращенные к Лизе, услышала Софья. Не случись этого, Молчалин вполне мог бы и преуспеть: Чацкий был прав, говоря: "Молчалины блаженсвуют на свете".
Молчалина и Скалозуба роднит между собой то, что они прекрасно чувствуют себя в обществе, где правят бал фамусовы, и не хотят ничего менять.