Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: "Что привезти вам в подарок?" Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, "меняет товар на товар со придачею серебра да золота".
Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал. По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец прогуливаться по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочка его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: "Пусть та дочка выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек". Младшая дочка надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.
Сумела-таки побороть страх свой. И жили дальше они весело и дружно. Но вот приснился Настеньке сон, что отец нездоров. Отпустило её чудище на побывку домой на 3 дня. Нужно было воротится в срок, иначе умрет чудище
Метафоры – “звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль”.
Сравнения – “как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.
Жил-был богатый купец и было у него 3 дочери-красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: "Что привезти вам в подарок?" Старшая попросила золотой венец из каменьев самоцветных, чтоб был от них свет; средняя туалет из хрусталю восточного, чтоб смотрясь в него не старилась, а краса прибавлялась; младшая аленький цветочек, краше которого не было бы на свете. Отправился купец в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, "меняет товар на товар со придачею серебра да золота".
Старшей и средней купил он подарки, а младшей нет. Видел он цветочки аленькие, а краше ли они всех на свете не знал. По пути домой напали разбойники. Купец убежал в лес (пусть лучше звери растерзают, чем плен). Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Пошел купец прогуливаться по садам диковинным и увидел цветочек аленький, краше которого нет. Сорвал его и в миг появилось чудище страшное, лохматое. Отпустило оно купца домой, но должен был воротиться он или дочка его по своей воле. Дало чудище ему перстень. Купец надел на правый мизинец и дома оказался. Рассказал все дочерям. Дочери: "Пусть та дочка выручает отца, для которой он сорвал аленький цветочек". Младшая дочка надела перстень на правый мизинец и в миг оказалась в дворце богатом. Хорошо ей там жилось, но захотелось чудище увидеть и услышать. Согласилось чудище, но чуть не погубила его Настенька.
Сумела-таки побороть страх свой. И жили дальше они весело и дружно. Но вот приснился Настеньке сон, что отец нездоров. Отпустило её чудище на побывку домой на 3 дня. Нужно было воротится в срок, иначе умрет чудище
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, и приближено к классической традиции века девятнадцатого.
Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.
Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.
Жанр – лирическое стихотворение, которое тематически следует отнести к философской лирике.
Стихотворный размер – шестистопный ямб.
Эпитеты – “звёздный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “лазурно-фосфорическая пыль”, “туманная и обманчивая мечта”, “бесполезная мечта”, “тихий прибой”.
Метафоры – “звёздный час над сумраком земли”, “в глубине веков”, “зеркало воды”, “море сыплет лазурно-фосфорическую пыль”.
Сравнения – “как письмена, мерцают Плеяды”, “исчезли, как след среди песков”, “столпом стеклянным светит полоса”, “ищу сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.
Метонимия: “мильярды глаз следили”.
Перифраз: “в тверди синей” (в небе), “над бледной сталью Понта” (над поверхностью моря).
Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/bunin/noch.html