Рассказ Чехова «Ионыч» можно назвать притчей или инструкцией к тому, как убить личность. В произведении отражен провинциальный город, в котором люди бессмысленно существуют, механически совершая одни и те же действия. Автор не описывает многих жителей, а показывает только «лучших» — семью Туркиных. Эти люди свято уверены в том, что все, что они делают – предмет искусства. Отец семейства рассказывает анекдоты, его жена пишет бесконечные романы, не имеющие никаких переплетений с реальностью, а их дочь, которую они называют «Котик», стучит по клавишам пианино, называя это музыкой. Туркины — не только самая талантливая, но и самая гостеприимная семья, поэтому только что прибывший в город врач Дмитрий Ионыч, проводит много времени у них дома. Интеллигентного доктора посещает светлое чувство – он влюбляется в дочь Туркиных, но в такой обстановке даже любовь превращается в нечто неприятное. Девушка отвергает героя, но ему это не приносит много страданий. Ведь постепенно эта семья обтачивает душу главного героя, и он уподобляется им, а также другим людям в городе. А ведь все могло быть иначе, если бы доктор попал в другой город и познакомился бы с такими же личностями, каким был он сам. Вот как легко место может уничтожить человека, если у него нет внутреннего стержня и желания что-то изменить в этой жизни.
“Прощание с Матерой”-книга о том,
что взаимоотношения
человека и земли-проблема не обычная,
а глубоко нравственная.
В повести четко обозначено противоречие
необходимости (строительство гидростанции)
и необходимого (нравственное, духовное
самосохранение человека) .
Автором прекрасно показано, как диаметрально
противоположно расходятся векторы интересов
городских и деревенских . Для одних - это
мать-кормилица, для других - немодная сфера
хозяйства.
Матера - это и остров, и древняя деревенька с таким
же названием.
И все это должно исчезнуть с лица земли.
Оттёрто будет всё: дома, огороды, луга, кладбище -
вся земля уйдет под воду навечно.
С большой тревогой и безнадежной иронией говорит
старуха Дарья:
“...Она, жисть ваша, ишь какие подати берет:
Матеру ей подавай, оголодела она.
Одну бы только Матеру?! ”
А старая Настасья откровенно тоскует:
“Кто ж старое дерево пересаживает?! ”
Символична та весть, которая побудила героев начать
активное сопротивление.
Принес ее Богодул-герой, который воспринимается не иначе
как своеобразный дух Матеры .
Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил:
“Мертвых грабят! ”
Наверное, многое старухи могли бы снести молча,
безропотно, но не это.
Когда жители деревни добрались до расположенного
за деревней кладбища, работники санэпидемстанции
“доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки,
оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”.
Эта сцена в повести дает повод для глубоких
размышлений.
Не нами начинается жизнь на свете и не нашим
уходом она заканчивается.
Как мы относимся к предкам, так и к нам будут
относиться потомки.
“Любовь к отеческим гробам... ” ещё Пушкин назвал
основой человеческой нравственности.
В. Распутин, размышляя об этом, показывает
несколько поколений жителей деревни.
Получаете, что чем дальше, тем слабее
становятся связи.
Старуха Дарья свято чтит память об ушедших.
Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что её
волнует, для него не самое главнее.
А внук Андрей и вовсе не понимает о чём речь.
Он, не задумываясь, принимает решение
устроиться работать на строительстве плотины,
из-за которой и будет затоплен остров,
Повесть В. Распутина воспринимается как
предупреждение.
Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и,
когда задумаются, чего же в этом процессе
больше, будет уже поздно.
Будет ли человек чувствовать себя хозяином на
новой земле, сколько поколений должно
смениться, прежде чем возродится утерянная
связь человека с “почвой”?
Да и возродится ли она вообще, если новое
поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матерой”?
"Кто мы на этой земле-хозяева или временные
пришельцы:
пришли, побыли, ни нам не нужно,
ни будущего у нас нет? ” -
обращается к своим читателям В. Распутин.
И его повесть-это напоминание о том, что истоки
нравственности русского человека всегда
находились в привязанности к земле и,
утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.