«мы в ответе за тех, кого приручили» - так сказал мудрый лис в сказке антуана де сент-экзюпери «маленький принц». и с этим нельзя не согласиться. человек несет ответственность за тех, кто оказал ему доверие, то есть, за тех, кого он «приручил». в сказке экзюпери лис просит маленького принца приручить себя. под этим лис понимает заботу, любовь к близкому тебе существу. лис одинок, ему хочется, чтобы рядом был кто-то, кому он будет дорог. тогда одиночество оставит его. ведь рядом будет близкий человек, готовый приласкать, прийти на в трудную минуту, поддержать. иногда рядом с близкими, друзьями и молчание становится не в тягость. так и в жизни любого человека должен быть кто-то, кого он «приручил». но это налагает на него и определенные обязанности. если ты приручил кого-то, то должен нести за него ответственность. а как часто можно наблюдать картину, когда человек выбрасывает надоевшее животное на улицу, не заботясь о том, как эта кошка или собака будет жить. мне на память пришел рассказ андреева «кусака». он повествует о судьбе собаки, которая много горя натерпелась от людей и перестала им доверять. у нее не было хозяина, не было дома. она облюбовала себе дачу и стала там жить. летом на даче появились люди. сначала кусака раздражала их лаем по ночам. но потом они привыкли к ней. дачники приручили дикую собаку. они приласкали ее, и кусака расцвела. у нее теперь был дом, было имя, и были хозяева. андреев пишет в рассказе «она принадлежала людям и могла им служить. разве не достаточно этого для счастья собаки? » кусака даже пыталась выразить людям свою признательность, пусть и неумело. но лето закончилось. дачники собрались и уехали в город. а кусака осталась. одна. ее просто приручили и бросили. на мой взгляд, люди поступили жестоко. они убили в кусаке последнюю веру в людей, в добро. подобную картину можно наблюдать и в жизни. брошенные людьми собаки собираются в стаи. им нужно как-то выживать. и эти стаи становятся опасными не только для животных, но и для людей. много случаев, когда собаки нападали на людей и загрызали их на смерть. кто несет за это ответственность. конечно те, кто обрек собак на бродячую жизнь, кто выбросил их, как ненужную вещь. но есть и другие примеры, когда люди по собственной инициативе, на собственные средства открывают питомники для бездомных животных, заботятся о них. такие люди чувствуют свою ответственность за тех, кого приручили. это настоящие друзья, на которых можно положиться в трудную минуту.
По форме — это типичный “рождественский” рассказ, один из тех, что в обязательном порядке печатались в российских газетах на рождество. но по сути этот рассказ как бы пародирует типичную “рождественскую” о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили, вытерли слезы и сделали на один день счастливым. сам автор не верит в реальность подобного сюжета. он 'понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. сашка отлично знает цену и “лысому господину” (хозяину дома) , и его жене, и его вежливому сыну. он отлично понимает, что их благополучие строится на каторжной работе его отца и матери. но сашка видит на елке воскового ангелочка, и тот так нравится ему, что сашка готов схитрить и показать свою преданность; только бы хозяева подарили ему этого ангелочка! и тут происходит короткое и внезапное чудо! “и в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка”. это важный момент в рассказе! в одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие божье есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. больше того: именно в ребенке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлен глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах. прочтите "мальчик у христа на елке" достоевского и чарльза диккенса «гимн рождеству".