Смотрит Мартынка — в одном мешке серебро, а в другом песок, и задумался: «Эта шутка неспроста приготовлена! Пусть лучше мои труды пропадут, а уж я попытаю, возьму песок — что из того будет?» Говорит он хозяину: — Я, батюшка, выбираю себе мешок с мелким песочком. — Ну, свет, твоя добрая воля. Бери, коли серебром брезгаешь. Мартынка взвалил мешок на спину и пошел искать другого места. Шел, шел и забрел в темный, дремучий лес. Среди леса поляна, на поляне огонь горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать. Говорит красная девица: — Мартын, вдовьин сын! Если хочешь добыть себе счастья, избавь меня: засыпь это пламя песком, за который ты три года служил. «И впрямь, — подумал Мартынка, — чем таскать с собою этакую тяжесть, лучше человеку пособить. Невелико богатство — песок, этого добра везде много!» Снял мешок, развязал и давай сыпать. Огонь тотчас погас, красная девица ударилась оземь, обернулась змеею, вскочила доброму молодцу на грудь и обвилась кольцом вокруг его шеи. Мартынка испугался. — Не бойся! — сказала ему змея. — Иди теперь за тридевять земель, в тридесятое государство, в подземное царство, там мой батюшка царствует. Как придешь к нему на двор, будет он давать тебе много злата, и серебра, и самоцветных камней — ты ничего не бери, а проси у него с мизинного перста колечко. То кольцо не простое: если перекинуть его с руки на руку — тотчас двенадцать молодцев явятся, и что им ни будет приказано, всё за единую ночь сделают. Отправился добрый молодец в путь-дорогу. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли — подходит к тридесятому царству и видит огромный камень. Тут соскочила с его шеи змея, ударилась о сырую землю и сделалась по-прежнему красною девицей. — Ступай за мной! — говорит красная девица и повела его под тот камень. Долго шли они подземным ходом, вдруг забрезжил свет — все светлей да светлей, и вышли они на широкое поле, под ясное небо. На том поле великолепный дворец выстроен, а во дворце живет отец красной девицы, царь той подземной стороны. Входят путники в палаты белокаменные, встречает их царь ласково. — Здравствуй, — говорит, — дочь моя милая! Где ты столько лет скрывалась? — Свет ты мой батюшка! Я бы совсем пропала, если бы не этот человек: он меня от злой, неминуемой смерти освободил и сюда, в родные места, привел тебе, добрый молодец! — сказал царь. — За твою добродетель наградить тебя надо. Бери себе и злата, и серебра, и камней самоцветных, сколько твоей душе хочется. Отвечает ему Мартын, вдовьин сын: — Ваше царское величество! Не требуется мне ни злата, ни серебра, ни камней самоцветных. Коли хочешь жаловать, дай мне колечко со своей царской руки — с мизинного перста. Я человек холостой, стану на колечко почаще посматривать, стану про невесту раздумывать, тем свою скуку разгонять. Царь тотчас снял кольцо, отдал Мартыну: — На, владей на здоровье! Да смотри никому про кольцо не рассказывай, не то сам себя в большую беду втянешь! Мартын, вдовьин сын, поблагодарил царя, взял кольцо да малую толику денег на дорогу и пустился обратно тем же путем, каким прежде шел. Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли — воротился на родину, разыскал свою мать-старуху, и стали они вместе жить-поживать без всякой нужды и печали. Захотелось Мартынке жениться; пристал он к матери, посылает ее свахою. — Ступай, — говорит, — к самому королю, высватай за меня прекрасную королевну. — Эй, сынок, — отвечает старуха, — рубил бы ты дерево по себе, лучше бы вышло! А то вишь что выдумал! Ну зачем я к королю пойду! Известное дело, он осердится и меня и тебя велит казни предать. — Ничего, матушка! Небось, коли я посылаю, значит, смело иди. Какой будет ответ от короля, про то мне скажи, а без ответу и домой не возвращайся.
Трепетно и любовно относился к природе Ф.И. Тютчев. Мир неба и суши в его творчестве занимает особое место: это источник вдохновения, целительное средство от тяжелых душевных переживаний, предмет восторга перед красотой и величием природы, загадка бытия.
Наблюдения, описания окружающего мира в стихотворениях Тютчева неразрывно связаны с философскими рассуждениями о взаимосвязи мира природы и мира человека, о человеческом бытии, сути этого бытия, о непостижимости природы. Вот и короткое стихотворение «Волна и дума» заставляет вновь и вновь отойти от трафаретных представлениях о том мире, где мы живем, задуматься о неразрывности всего сущего на этой земле.
Само название настраивает читателя на нечто высокое, серьезное. Особенно слово «дума» - не мысль, не размышление, а гораздо более глубокое и значительное – дума. Это заставляет нас на некоторое время отстраниться от реального мира и остаться наедине с осознанием восприятия мира лирическим героем. Следует сказать, что основной принцип построения стихотворения – параллелизм: мир природы и мир человека помещены Тютчевым в одно художественное пространство. Этот прием виден уже в названии произведения – «Волна и дума». «Волна» - природа, «дума» - человек. Таким образом человек пытается через природу постигнуть свой внутренний мир.
Наблюдения, описания окружающего мира в стихотворениях Тютчева неразрывно связаны с философскими рассуждениями о взаимосвязи мира природы и мира человека, о человеческом бытии, сути этого бытия, о непостижимости природы. Вот и короткое стихотворение «Волна и дума» заставляет вновь и вновь отойти от трафаретных представлениях о том мире, где мы живем, задуматься о неразрывности всего сущего на этой земле.
Само название настраивает читателя на нечто высокое, серьезное. Особенно слово «дума» - не мысль, не размышление, а гораздо более глубокое и значительное – дума. Это заставляет нас на некоторое время отстраниться от реального мира и остаться наедине с осознанием восприятия мира лирическим героем. Следует сказать, что основной принцип построения стихотворения – параллелизм: мир природы и мир человека помещены Тютчевым в одно художественное пространство. Этот прием виден уже в названии произведения – «Волна и дума». «Волна» - природа, «дума» - человек. Таким образом человек пытается через природу постигнуть свой внутренний мир.