Книге «Алые паруса» 85 лет. Если сравнивать с человеком, это целая жизнь. И так же как 85-летний человек, книга Александра Грина на своем веку повидала всякое.
В 20-е годы столетия, когда она вышла, лирико-романтические настроения еще были популярны, и «Алые паруса» быстро стали известны. Но с каждым годом коллективный герой все громче заявлял о себе и слово «мы» звучало все внушительнее. От писателей требовали «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» . Какие уж тут алые паруса! Грина, которого всегда считали иностранцем и сказочником, принялись ругать за отрыв от жизни. После смерти писателя в Крыму стихийно родилась традиция приносить на его могилу маленькие алые паруса, и все дерево, росшее неподалеку, пламенело от них. А в наше время «Алые паруса» перешли в названия многочисленных кафе, клубов, туристических агентств, став символом сбывающейся мечты.
Так что же такое «Алые паруса» ? Сентиментальная сказка о принце для наивных девушек, «отрыв от действительности» — или… ?
Замысел «Алых парусов» зрел несколько лет, а сама книга вышла в 1923 году. Сначала Грин назвал свою феерию «Красные паруса» и хотел рассказать в ней о творчестве, о том, как рождается книга. Главный герой «Красных парусов» 1917–1918 годов — это безымянный герой-рассказчик, очень увлеченный и влюбленный в творчество. Именно он на страницах черновиков к роману рассуждает о творчестве, о тонкостях восприятия, о том, как возникает замысел художественного произведения. Эти размышления были очень важны для самого Грина, и их читаешь как строки его собственных дневников. Один отрывок чернового наброска к «Красным парусам» начинается словами: «Сочинительство всегда было моей внешней профессией» . Значит, главная, «внутренняя профессия» — это нечто иное? Но что же?
Герой-рассказчик «Красных парусов» благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» увидел морской парус красным, почти алым: когда розовеют паруса, вдруг слышишь пение птиц, которое не слышал раньше, голос реки, журчание ручья, тебе открывается что-то, о чем раньше и не представлял, и душу посещают такие открытия, о которых раньше и не подозревал. Это длится мгновение, но запоминается на всю жизнь. Именно с этого мгновения Грин начал работать над еще неизвестным ему самому произведением.
Есть в «Красных парусах» один удивительный персонаж — Мас-Туэль. Когда ему было 14 лет, он решил встретить восход солнца в море. Ослепительное действо настолько заворожило Мас-Туэля, что им овладело желание подняться к солнцу. Силой желания он обрел дар легкости и поднялся в небо! Так он научился летать и видеть то, чего никогда не увидят обыкновенные люди. Наш герой-писатель делится своими впечатлениями, вызванными «солнечным эффектом» , с Мас-Туэлем. А тот рассказывает историю Ассоль. Значит, это он — сказочник из «Алых парусов» Эгль! Настоящий волшебник, которого встречает Ассоль и который дарит ей мечту, на самом деле зажигая своей мечтой подняться к солнцу. А имя Ассоль, похожее на «свист стрелы или шум морской раковины» , тоже солнечное! От испанского al sol, «к солнцу» .
В черновых вариантах после 1920 года мотив солнца и стремления к нему будет подчеркнут эпиграфом из «Метаморфоз» Овидия:
Таинство рождения книги, таинство рождения мечты, страна детства… Помните у Ассоль, у Грея, у Мас-Туэля? Сколько им было лет, когда родилась их мечта, их стремление к чему-то лучшему, справедливому, к солнцу?. .
Понравившаяся мысль-Кажется, что мечта — это одно, а исполнение, воплощение ее в жизнь — совсем другое.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» , давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции) . Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.
Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм» . Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября (10 декабря) 1895 года
В 20-е годы столетия, когда она вышла, лирико-романтические настроения еще были популярны, и «Алые паруса» быстро стали известны. Но с каждым годом коллективный герой все громче заявлял о себе и слово «мы» звучало все внушительнее. От писателей требовали «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» . Какие уж тут алые паруса! Грина, которого всегда считали иностранцем и сказочником, принялись ругать за отрыв от жизни. После смерти писателя в Крыму стихийно родилась традиция приносить на его могилу маленькие алые паруса, и все дерево, росшее неподалеку, пламенело от них. А в наше время «Алые паруса» перешли в названия многочисленных кафе, клубов, туристических агентств, став символом сбывающейся мечты.
Так что же такое «Алые паруса» ? Сентиментальная сказка о принце для наивных девушек, «отрыв от действительности» — или… ?
Замысел «Алых парусов» зрел несколько лет, а сама книга вышла в 1923 году. Сначала Грин назвал свою феерию «Красные паруса» и хотел рассказать в ней о творчестве, о том, как рождается книга. Главный герой «Красных парусов» 1917–1918 годов — это безымянный герой-рассказчик, очень увлеченный и влюбленный в творчество. Именно он на страницах черновиков к роману рассуждает о творчестве, о тонкостях восприятия, о том, как возникает замысел художественного произведения. Эти размышления были очень важны для самого Грина, и их читаешь как строки его собственных дневников. Один отрывок чернового наброска к «Красным парусам» начинается словами: «Сочинительство всегда было моей внешней профессией» . Значит, главная, «внутренняя профессия» — это нечто иное? Но что же?
Герой-рассказчик «Красных парусов» благодаря необъяснимому «солнечному эффекту» увидел морской парус красным, почти алым: когда розовеют паруса, вдруг слышишь пение птиц, которое не слышал раньше, голос реки, журчание ручья, тебе открывается что-то, о чем раньше и не представлял, и душу посещают такие открытия, о которых раньше и не подозревал. Это длится мгновение, но запоминается на всю жизнь. Именно с этого мгновения Грин начал работать над еще неизвестным ему самому произведением.
Есть в «Красных парусах» один удивительный персонаж — Мас-Туэль. Когда ему было 14 лет, он решил встретить восход солнца в море. Ослепительное действо настолько заворожило Мас-Туэля, что им овладело желание подняться к солнцу. Силой желания он обрел дар легкости и поднялся в небо! Так он научился летать и видеть то, чего никогда не увидят обыкновенные люди. Наш герой-писатель делится своими впечатлениями, вызванными «солнечным эффектом» , с Мас-Туэлем. А тот рассказывает историю Ассоль. Значит, это он — сказочник из «Алых парусов» Эгль! Настоящий волшебник, которого встречает Ассоль и который дарит ей мечту, на самом деле зажигая своей мечтой подняться к солнцу. А имя Ассоль, похожее на «свист стрелы или шум морской раковины» , тоже солнечное! От испанского al sol, «к солнцу» .
В черновых вариантах после 1920 года мотив солнца и стремления к нему будет подчеркнут эпиграфом из «Метаморфоз» Овидия:
Таинство рождения книги, таинство рождения мечты, страна детства… Помните у Ассоль, у Грея, у Мас-Туэля? Сколько им было лет, когда родилась их мечта, их стремление к чему-то лучшему, справедливому, к солнцу?. .
Понравившаяся мысль-Кажется, что мечта — это одно, а исполнение, воплощение ее в жизнь — совсем другое.
Сюжет повести Гоголя, опубликованной в 1832 году в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» , давно волновал Римского-Корсакова. Но он считал себя не в праве взяться за разработку этого сюжета, коль скоро он был уже использован в опере Чайковского «Черевички» («Кузнец Вакула» в первоначальной редакции) . Но в 1893 году Чайковский умер, и Римский-Корсаков не считал себя более связанным какими-либо моральными обязательствами. Он задумал свою оперу иначе, чем Чайковский — не в лирико-бытовом плане, а в сказочном, с привлечением фантастического элемента. Хотелось ему также связать этот сюжет со старинными языческими поверьями, которые получили отражение в обрядовой стороне русского крестьянского быта.
Римский-Корсаков пояснял: «Купала и Ярило справлялись преимущественно около времени летнего солнцеворота, а Коляда и Овсень около зимнего. Обрядовые песни с именами Коляды и Овсеня поются на святках, начиная с рождества. Рожденье солнца в старину праздновалось на Коляду, когда оно поворачивает на лето; но этот поворот совпадает с самыми сильными морозами, вьюгами и метелями и с самым неистовым гульбищем нечистых духов и ведьм» . Намеки на такие обряды имелись в гоголевской повести. Римский-Корсаков широко развил их в своем либретто; усилил он и черты фантастики, связанной с изображением сил природы.
Опера была начата весной 1894 года в следующем году закончена. Представленная в дирекцию Мариинского театра в Петербурге, она была задержана цензурой, так как среди действующих лиц находилась царица (в повести Гоголя Екатерина II), а представителей дома Романовых тогда запрещалось показывать на оперной сцене. Все же композитору удалось преодолеть сопротивление цензуры, и опера была исполнена в Мариинском театре 28 ноября (10 декабря) 1895 года