В поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов ярко описывает кавказский пейзаж. Определи, какие лексические средства выразительности использовал поэт в этих цитатах. Запиши названия тропов в именительном падеже.
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры».
- это ?
«Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ».
-это?
И ещё он сумел залезть на дерево, чтобы посмотреть дорогу, хотя это ему и не Наоборот, вокруг тайга, Васютка расстроился. С другой стороны, он ведь мог увидеть домики, дым из трубы, речку… какой-то ориентир. Тут просто не повезло. Ещё он терпеливый. Он грыз орехи кедровые, хотя у него уже язык болел и зубы, но он экономил хлеб.
В общем, молодец он. Но вот эти качества ему пришлось проявить, когда он другими себя в эту ситуацию загнал. То есть он ведь не послушал маму, что нужно быть осторожным – не ходить далеко. Довольно далеко забрёл он. Более того, он увлекся этим глупым глухарём, погнался за ним. Мальчик просто легкомысленно забыл обо всём на свете! Вот и потерялся, зарубки перестал замечать. Это как за рулём отвлекаться на сообщения в телефоне или на игру. Всё это может быть важно, но нельзя подвергать себя и других риску. Впрочем, не знаю, смог бы я не погнаться за глухарём. Теперь смогу!
Думаю, что после такого приключения Васютка станет примерным. Тем более, он целое озеро нашел! Хорошо, что всё так хорошо кончилось. Благодаря своим хорошим качествам (ловкость, терпеливость, смелость) Васютка выбрался из тайги, но из-за своей увлеченности и невнимательности там и заблудился. Думаю, теперь он станет взрослей и серьёзней. А так его нельзя строго судить, ведь он ещё совсем ребенок.
По первому прочтению в школе я воспринял роман как детективную историю с ненужными размышлениями, и, в общем, не очень интересную. Поднакопив жизненный опыт перечитал и был потрясен величием Достоевского и его романа. Каждый его герой, каждая сюжетная линия - это повод задуматься и сделать собственные выводы о жизненно важных вопросах. Ни одной прямой подсказки. Но я сейчас буду говорить об одной линии. Читая, внезапно понял, что человек остается человеком только оставаясь частью общества. Разрушив в своей личности нечто очень важное он становится ИНЫМ, не человеком. Что же такое при этом разрушается? Человечность человека обеспечивают два великих сторожа. Первый из них внешний – само общество, его мораль, его законы (в том числе и юридические), его карательный аппарат. Этот сторож воздействует через страх – страх потерять уважение, страх наказания, страх смерти. Он сильнее воздействует на людей менее развитых, не задающих себе вопроса о своем месте в жизни. Более развитые, по разным причинам начинают освобождаться от страхов и преодолевают их. Иначе как объяснить рост количества преступлений, при количественном и качественном росте контрольных органов? Но основным его недостатком является то, что усиливаясь, этот страж ослабляет второго, внутреннего, потому что на него начинают перекладывать функции внутреннего. Внутренний сторож – это щит воспитания против тех вещей, которые общество считает неприемлемым. У внутреннего стража нет продажных судей, он не спит, он не может обманывать тебя, потому часть тебя. И, когда все остальные барьеры разрушены – он последний бастион, отстаивающий человечность индивида. Страх перед внешним стражем преодолим, перед внутренним нет. Когда Раскольников только подумал о топоре, он уже пренебрег внешним стражем, насильником поневоле. Когда Раскольников мечется «тварь я дрожащая или право имею» - это страх именно перед внутренним стражем, неумолимым и справедливым. И, когда преступает через него, он осознает, что «не старуху я убил, а себя». Он разрушил тот стержень, который делал его человеком. И назад возврата нет. Полицейского заменит другой, душа не заменима. Преступник перед законом может вернуть себе доверие общества и свое. Убивший свою душу, своего внутреннего сторожа останется только оболочкой, как Раскольников. И общество, которое хочет процветания, должно кормить именно внутреннего стража.
Вот эти размышления основное, что я вынес из «Преступления и наказания».