Ерёжа воробьёв, герой повести «обман» , мечтает, как и погибший отец, быть лётчиком, но потом выясняется, что его отец жив, но он никакой не лётчик. а тот, кто обещал усыновить его, после смерти серёжиной мамы и не собирается этого делать. тяжело серёже, но он преодолеет грустные обстоятельства. перед героем повести сережей поставлен один из вечных людских вопросов – о совести. правда и обман, доброта и корысть соседствуют в мире взрослых. сможет ли сережа выбраться из грязи, в которую угодил? автор выворачивает читателя наизнанку этими вечными проклятыми вопросами - что лучше, горькая истина или сладкая ложь? что для ребенка больнее: узнать неприглядную правду в раннем возрасте и примириться с ней или, будучи подростком пережить крушение всего, во что верил? разумеется, второе! и по какому праву взрослые решают, что "ему лучше не знать"? самые любящие родственники совершают эту ошибку. а последствия будут ужасны. но здесь речь не только об обмане. еще и о семейных отношениях, сложных и запутанных. какими ребенок видит взрослых? прежде всего он отвечает на отношение к себе и к тем, кто ему дорог. сереже не нравится никодим, но он видит, как мама счастлива, как изменилась к лучшему! да сын готов принять любого, ради кого мама будет так радостно он искренне привязывается к этому человеку, и главное, верит ему. тем больнее мальчику видеть, что и здесь он обманулся. а никодим - кто он, какой он? искренне любящий вначале, он так старается завоевать симпатию сергея, так нежно относится к его маме! а случилась трагедия - и мы видим совсем другого человека! чужого. подлого. равнодушного. так ли он мерзок на самом деле? или это просто закон жизни - люди смиряются с обстоятельствами и идут своей дорогой, не вспоминая о прошлом? "я еще молодой. мне надо устраивать свою жизнь" - говорит никодим, и разве это плохо? это нормально и каждому понятно! только сердце 14-летнего подростка наполнено едкой горечью. в этом возрасте совесть еще не так эластична. самый прекрасный персонаж в повести - бабушка сережи. она готова прощать внуку любую провинность, любой грех. пусть наивно, неумело, но она как тигрица защищает подростка от напастей. она осталась его единственным непоколебимым тылом после всего случившегося и только ей он может доверять. и все равно, даже любовь бабушки не смогла спасти ребенка от того, что разом на него свалилось. сережу растили в тепличных условиях, не думая, каково ему будет, если он внезапно столкнется с суровой правдой жизни. сережа много думал об этом счастье. о том, какое оно в самом деле. что несчастливый человек тот, кто не стремится к счастью. а счастливый тот, кто хочет его. значит, мое несчастье - это я, думает он напряженно.
возникновение относится к к.x века, когда с принятием на руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и -повествовательные произведения на церковнославянском языке. приблизительно в это время на землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами кириллом и мефодием.
русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. это понимали наиболее дальновидные князья. первые школы начал вводить владимир красное солнышко. ярослав мудрый, по словам летописца, велел в новгороде собрать триста детей и учить их книгам.
сами князья нередко были глубоко образованными людьми. ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». ярославов сын святослав черниговский имел у себя полные клети книг. несколько позднее знатоками книг стали владимир мономах и ярослав осмысл. иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда дорого.
наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. за крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.
так на руси появилась оригинальная (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (слайды 3-7 – повторение жанров ).
развивалась в нелегких условиях. киевская русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей ярослава мудрого к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. киевская русь была раздроблена на самостоятельные княжества. а монгольское нашествие в xiii веке на долгие годы затормозило развитие руси.
в этих условиях выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами)
возникновение относится к к.x века, когда с принятием на руси христианства (988 г) как государственной религии появились церковно-служебные и -повествовательные произведения на церковнославянском языке. приблизительно в это время на землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами кириллом и мефодием.
русь была велика и ей конечно же требовались грамотные люди. это понимали наиболее дальновидные князья. первые школы начал вводить владимир красное солнышко. ярослав мудрый, по словам летописца, велел в новгороде собрать триста детей и учить их книгам.
сами князья нередко были глубоко образованными людьми. ярослав «книгами прилежа и почитал их часто в нощи и в дне». ярославов сын святослав черниговский имел у себя полные клети книг. несколько позднее знатоками книг стали владимир мономах и ярослав осмысл. иные князья, по словам летописцев, все свое состояние спускали на книги, стоившие тогда дорого.
наиболее образованных людей по средневековой традиции выдвигали монастыри. за крепкими стенами, в тишине келий можно было без помех читать, писать и собирать книги.
так на руси появилась оригинальная (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения). (слайды 3-7 – повторение жанров ).
развивалась в нелегких условиях. киевская русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей ярослава мудрого к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. киевская русь была раздроблена на самостоятельные княжества. а монгольское нашествие в xiii веке на долгие годы затормозило развитие руси.
в этих условиях выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами)