Основную мысль произведения автор выразил через страдания мальчика, который растет в семье деда. Детство для этого мальчика закончилось очень быстро, и теперь он наблюдает несправедливое отношение деспота деда к бабушке, на его глазах умирают близкие ему люди, еще ребенком дед отправил его "в люди". Это чудо, что мальчик не ожесточился, а благодаря бабушке научился любить все вокруг себя, понимать и ценить добро. Автор хотел сказать нам, читателям, что ребенок приходит в этот мир, чтобы его любили, чтобы его окружали добрые и понимающие люди, чтобы он рос в тепле и заботе. Горький пишет: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед». Автор хочет убедить нас, что душа человека формируется в детстве, тогда же, когда формируется его личность? И от этого зависит, каким будет человек в жизни, добрым или жестоким, милосердным или равнодушным к чужой беде. Алеша Пешков Акулина Ивановна, бабушка Василий Васильевич Каширин, дед Варвара Каширина-Пешкова, мать Алёши Яков Каширин, дядя Михаил Каширин, дядя Григорий Иванович, мастер Иван «Цыганок», подмастерье Лёнька - один из дружной ватаги юродивый атлет в цирке
Что базаров говорит о любви? «а все-таки я скажу, что человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец» . столь же удивительно и другое его высказывание: «и что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? мы, , знаем, какие это отношения. ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? это все романтизм, чепуха, гниль, художество» . слова «романтизм» и «гниль» он ставит в один ряд, для него это как будто синонимы. “этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр” — так оценивает базаров прекрасный экземпляр “той же лягушки” — одинцову. отношение братьев кирсановых к фенечке. павел петрович в бреду восклицает: «ах, как я люблю это пустое существо! » по-другому любит базаров. его взгляды на женщину, на любовь иногда называют циничными. так ли это? в его отношении, например, к фенечке больше человечности и уважения, чем в нелепой страсти к ней павла петровича. «она мать – ну, и права» (базаров) последний афоризм в жизни базарова — его слова, обращенные к одинцовой: “дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет”. поэтично. и слова эти сказал уже не тот базаров, который гордо провозглашал: “рафаэль гроша медного не стоит”. и не тот базаров, который рекомендовал “не говорить красиво”.
Это чудо, что мальчик не ожесточился, а благодаря бабушке научился любить все вокруг себя, понимать и ценить добро. Автор хотел сказать нам, читателям, что ребенок приходит в этот мир, чтобы его любили, чтобы его окружали добрые и понимающие люди, чтобы он рос в тепле и заботе.
Горький пишет: «В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».
Автор хочет убедить нас, что душа человека формируется в детстве, тогда же, когда формируется его личность? И от этого зависит, каким будет человек в жизни, добрым или жестоким, милосердным или равнодушным к чужой беде.
Алеша Пешков Акулина Ивановна, бабушка
Василий Васильевич Каширин, дед
Варвара Каширина-Пешкова, мать Алёши
Яков Каширин, дядя
Михаил Каширин, дядя
Григорий Иванович, мастер
Иван «Цыганок», подмастерье
Лёнька - один из дружной ватаги
юродивый
атлет в цирке