В Институте русского языка РАН Андрей Анатольевич Зализняк прочитал доклад о расшифровке "Новгородского кодекса". Речь идет о сочинениях Х века, которые были обнаружены при раскопках 2000 года на трех деревянных табличках. Такие таблички хорошо известны еще со времен античности - на них наносится тонкий слой воска, и металлическим или костяным стилосом пишут по воску. От стилоса остаются следы и на дереве, так что при определенном искусстве "дешифровки" можно разглядеть следы былых фраз на дощечке (подобным образом порой можно восстановить письма по несколько раз использованной копирке).
Андрей Анатольевич этим искусством владеет в достаточной мере - он смог расшифровать на дощечке не только слова канонических, известных псалмов, но и собственно авторские сочинения, которые порой имеют формы молитв и весьма своеобразных стихотворных "упражнений".
Вот пример фразы, которая повторяется с вариациями не менее 27 раз подряд:
составите свои разлады
составите свои раздоры
составите свои расклады
составите свои развозы
составите свои распловы
составите свои разлоги
составите свои разлеты
составите свои размеры
составите свои размолвы
составите свои разлуки,
составите свои раскоры,
составите свои разломы
составите свои разносы
составите свои разводы
составите свои разметы
составите свои распусты
…
Заметим, что древнее составите означает здесь «соедините (вновь)» - имеется в виду: то, что вы РАЗЪ-единили своими РАЗ-ладами, РАЗ-дорами и т.д.
Этот текст можно прочитать как концептуальное стихотворение - и как заклинание, как упражнение в овладении языком и порыв в его развитии, это похоже сразу на творчество и на ученичество, на молитву и на задачу, на и программу действий…
Такого рода тексты несут синкретический смысл, и в самом факте их возникновения прочитывается определенная духовная практика, в которой поэт оказывается проповедником, а - проповедник поэтом. Поэт "разминает" язык, пробует его пластические свойства.
Не подобные ли авторы ищут и находят новые выразительные средства языка? Не их ли совокупными усилиями движется язык в своем развитии?
Перед нами узловая точка - конец первого тысячелетия, только что Русь приняла христианство - и принятие это шло как сверху, по "официальным каналам" - так и снизу, в духовной практике калик перехожих, страстных проповедников, исполненных избыточных духовых сил, горящих огнем - и зажигающих людей. Эти люди пришли из греческих и славянских земель, принесли жар истины… Многие из них понимали христианство и проповедовали его по-своему, и были они нередко выходцами из разных, в том числе и еретических общин - христианство шло на Русь не только "сверху" и "снизу" - оно шло "сбоку", в частности, от сект манихейского и гностического толка, шло с Запада, Юга и Востока.
Один из этих "глашатаев" христианства писал удивительные тексты, в которых порой им движет "логика парадокса" - вот что он говорит об отлучении от Церкви (ниже дается сжатый пересказ):
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви еретиков
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви людей неразумных
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви людей непокорных
"Лиса, Барсук, а с ним Олень" басня Автор: Branderoz
Однажды рано утром, в тихий день Явилось солнце непреклонно И живность дикая - лиса, барсук, а с ним олень, Сидели на опушке в ладном склоне. О чем тужить им приходилось Неведомо людским всем знать, Но по своей натуре дикой Свой лес они любили словно мать. Барсук рыл норы с громким шумом, Олень припасы собирал. Лиса вокруг всегда кружила, искала тех кто слаб и мал. Ее задирские привычки Неведомы другим зверям. Она готова в злостной стычке, Испортить все, что зверь создал. Зачем лисе такое дело? Не мог никто ее понять. Разорит норы, обкрадет, Обидит малые созданья. Барсук терпел и вдруг не смог, Пошел он против грубиянки. Олень с ним тоже за одно, И вот весь лес уже собрался. Лиса взмолилась пред бедой, Бежала долго без оглядки. Теперь весь лес спокоен, чист Барсук с оленем - два героя. О чем же говорит мораль двоих? О том что смелость победит любого вора.
Надеюсь что подойдет, животные есть. Как бы тему только не понял о чем нужно было.
В Институте русского языка РАН Андрей Анатольевич Зализняк прочитал доклад о расшифровке "Новгородского кодекса". Речь идет о сочинениях Х века, которые были обнаружены при раскопках 2000 года на трех деревянных табличках. Такие таблички хорошо известны еще со времен античности - на них наносится тонкий слой воска, и металлическим или костяным стилосом пишут по воску. От стилоса остаются следы и на дереве, так что при определенном искусстве "дешифровки" можно разглядеть следы былых фраз на дощечке (подобным образом порой можно восстановить письма по несколько раз использованной копирке).
Андрей Анатольевич этим искусством владеет в достаточной мере - он смог расшифровать на дощечке не только слова канонических, известных псалмов, но и собственно авторские сочинения, которые порой имеют формы молитв и весьма своеобразных стихотворных "упражнений".
Вот пример фразы, которая повторяется с вариациями не менее 27 раз подряд:
составите свои разлады
составите свои раздоры
составите свои расклады
составите свои развозы
составите свои распловы
составите свои разлоги
составите свои разлеты
составите свои размеры
составите свои размолвы
составите свои разлуки,
составите свои раскоры,
составите свои разломы
составите свои разносы
составите свои разводы
составите свои разметы
составите свои распусты
…
Заметим, что древнее составите означает здесь «соедините (вновь)» - имеется в виду: то, что вы РАЗЪ-единили своими РАЗ-ладами, РАЗ-дорами и т.д.
Этот текст можно прочитать как концептуальное стихотворение - и как заклинание, как упражнение в овладении языком и порыв в его развитии, это похоже сразу на творчество и на ученичество, на молитву и на задачу, на и программу действий…
Такого рода тексты несут синкретический смысл, и в самом факте их возникновения прочитывается определенная духовная практика, в которой поэт оказывается проповедником, а - проповедник поэтом. Поэт "разминает" язык, пробует его пластические свойства.
Не подобные ли авторы ищут и находят новые выразительные средства языка? Не их ли совокупными усилиями движется язык в своем развитии?
Перед нами узловая точка - конец первого тысячелетия, только что Русь приняла христианство - и принятие это шло как сверху, по "официальным каналам" - так и снизу, в духовной практике калик перехожих, страстных проповедников, исполненных избыточных духовых сил, горящих огнем - и зажигающих людей. Эти люди пришли из греческих и славянских земель, принесли жар истины… Многие из них понимали христианство и проповедовали его по-своему, и были они нередко выходцами из разных, в том числе и еретических общин - христианство шло на Русь не только "сверху" и "снизу" - оно шло "сбоку", в частности, от сект манихейского и гностического толка, шло с Запада, Юга и Востока.
Один из этих "глашатаев" христианства писал удивительные тексты, в которых порой им движет "логика парадокса" - вот что он говорит об отлучении от Церкви (ниже дается сжатый пересказ):
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви еретиков
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви людей неразумных
Мир есть град, в котором отлучают от Церкви людей непокорных
…
басня
Автор: Branderoz
Однажды рано утром, в тихий день
Явилось солнце непреклонно
И живность дикая - лиса, барсук, а с ним олень,
Сидели на опушке в ладном склоне.
О чем тужить им приходилось
Неведомо людским всем знать,
Но по своей натуре дикой
Свой лес они любили словно мать.
Барсук рыл норы с громким шумом,
Олень припасы собирал.
Лиса вокруг всегда кружила, искала тех кто слаб и мал.
Ее задирские привычки
Неведомы другим зверям.
Она готова в злостной стычке,
Испортить все, что зверь создал.
Зачем лисе такое дело?
Не мог никто ее понять.
Разорит норы, обкрадет,
Обидит малые созданья.
Барсук терпел и вдруг не смог,
Пошел он против грубиянки.
Олень с ним тоже за одно,
И вот весь лес уже собрался.
Лиса взмолилась пред бедой,
Бежала долго без оглядки.
Теперь весь лес спокоен, чист
Барсук с оленем - два героя.
О чем же говорит мораль двоих?
О том что смелость победит любого вора.
Надеюсь что подойдет, животные есть. Как бы тему только не понял о чем нужно было.