В 1843 году Островский написал повесть «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От велико- До смешного один шаг». Эта повесть послужила черновым наброском для «Записок замоскворецкого зрителя», где проявилась идейная близость молодого писателя к прогрессивному «нравственно-обличительному» направлению русской литературы, к «гоголевскому направлению». В 1847 году в «Московском городском листке» под заглавием «Картины московской жизни» появились отрывки из комедии «Несостоятельный должник», «Ожидание жениха" и «Картина семейного счастья». Эти картины из жизни купеческой Москвы привлекли внимание читателей новизной сюжета, смелостью темы, яркостью красок.
Когда в печати появились первые большие комедии Островского «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», стало ясно, что молодой писатель поднял в своих произведениях совершенно нетронутый пласт русской жизни — показал быт купечества. В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица — чиновники разных рангов от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников. В творчестве драматурга окончательно утверждается позиция критического реализма.
Когда в печати появились первые большие комедии Островского «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок», стало ясно, что молодой писатель поднял в своих произведениях совершенно нетронутый пласт русской жизни — показал быт купечества. В 1856 году Островский написал комедию «Доходное место». Действующие лица — чиновники разных рангов от штатского генерала Вышневского, достигшего больших чинов и богатств, до безымянных молодых чиновников. В творчестве драматурга окончательно утверждается позиция критического реализма.