Во и задания (по рассказам А. П. Чехова). по рассказам: «Случай из судебной практики», «Сильные ощущения»
1. Кто из русских писателей-классиков отразил в художественном творчестве
проблемы судопроизводства? Назовите известные вам произведения.
2. Перескажите сюжет рассказа «Случай из судебной практики».
3. Как речь адвоката повлияла на суд и самого подсудимого? Почему? Какие воздействия использовал защитник?
4. Перескажите спор приятелей из рассказа А.П. Чехова «Сильные ощущения».
В чем заключалась сущность спора? Сформулируйте тезис и антитезис.
5. Перечислите доводы, приводимые: а) для доказательства тезиса; б) для
доказательства антитезиса.
6. Какие два тезиса взялся опровергнуть начинающий адвокат?
7. Каким общеупотребительным словом в рассказе названо опровержение
тезиса? Какая функция судебной речи отражена в этом слове?
8. Найдите в тексте указание на использование в речи адвоката
дедуктивного умозаключения. Почему и как оно воздействует на ум слушателя?
9. Как можно построить доказательства «от противного»?
10. Назовите языковые средства: а) убеждения, б) воздействия,
использованные в речи начинающего (обратите на это внимание) адвоката.
11. Убедил ли адвокат своего приятеля отказаться от намерения
жениться?
12. Доказал ли адвокат приятелю свой тезис о необходимости адвоката в суде и
каким образом ему удалось это сделать?
13. Почему художественные тексты, в которых отражена судебная
действительность, могут с успехом использоваться в качестве дидактического материала
при изучении судебного красноречия?
как Обломов, скорее всего он и понравился ей потому,
что не был из ее круга, и им не приходилось никогда встречаться.
Она сравнивает его с покойным мужем и с Тарантьевым, но он,
по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения,
позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой.
Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку.
Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать
на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала.
Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла,
за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство,
за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило» , вернее о любви, которую он испытывал к Ольге.
Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские.
Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться всеми заботами о его продовольствии, тем самым избавляя барина от хлопот.
Агафья согласилась, она была даже рада, что Обломов сделал ей такое
предложение.
Илья Ильич сделал свой выбор. Он выбирает "обломовщину",потому что
противостоять ей не смог, а главное, не захотел.
Достоинство Обломова в том, что он лишен самодовольства и осознает свое
душевное падение: "Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии... "
Поэтому идеал Обломова -прожить век так, как будто счастливо проспал его, -
нашел свое законченное выражение в безмятежной жизни героя на
Выборгской стороне.
И, окунувшись в простую полудеревенскую жизнь в доме Пшеницыной,
Обломов будто бы попадает в прежнюю Обломовку и
в финале произведения обретает наконец желанный покой.
Главная тема романа - не одиночество, а социальная связь, отношения Робинзона и Пятницы. Отношение Робинзона к дикарю Пятнице - отношение большого брата к своему слуге, несмотря на весь гуманизм Робинзона. Взгляды Робинзона достаточно политкорректны для европейца 17-го столетия - вспомним хотя бы его рассуждения о том, что дикари не виноваты в своей кровожадности. Робинзон вспоминает, как вели себя раньше испанские колонизаторы в Америке, не считавшие туземцев за людей и безжалостно их истреблявшие. Он противопоставляет этому свой, новый, "просвещённый" взгляд: белый человек должен нести дикарям всё лучшее, что есть в его культуре - культуре цивилизованного европейца.
Однако то, что казалось прогрессивным в эпоху Дефо, - отношение к пятницам с позиций "строго, но доброго старшего брата" в наше время выглядит ужасающе неполиткорректным. Для современного правозащитника глобализм, попытка навязать другим людям ценности европейской цивилизации - еще одна форма возрождения колониализма. Культуры, обычаи и верования разных народов самоценны. Любой, даже самый дремучий пятница достоин большего, чем школьная парта, розги и добрые советы Робинзона, - он сам многому научить последнего.