Во к рассказу «Аристократка»:
1. Кто такой аристократ? Каковы его жизненные позиции?
2. Попробуйте описать героиню? Почему Григорий Иванович решил, что познакомился с аристократкой?
3. Как вы думаете, перед нами аристократка?
4. Что вас удивило в рассказе?
5. Предположите, будут ли развиваться отношения героев?
6. Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?
На суде отец Владимира Андрей Гаврилович Дубровский внезапно сошёл с ума от несправедливого решения суда.Ему становилось всё хуже,поэтому няня послала письмо Владимиру,который служил в гвардии.
В то время Владимир вёл жизнь беззаботную:играл в карты,делал долги,мечтал жениться на богатой девушке,так как осознавал,что его семья небогата.Он был "расточителен и честолюбив,он позволял себе роскошные прихоти". Вёл такую жизнь,как вели все его сослуживцы.А отец посылал ему деньги,экономя на себе.
На протяжении романа мы видим,что характер Владимира очень изменился.
Из беззаботного молодого человека он превратился в мужчину,принимающего важные решения и взявшего на себя ответственность за судьбы своих крепостных.Он стал разбойником вынужденно,так как был лишён всего своего состояния.Из обеспеченного стал нищим.
Дубровский решил отомстить Троекурову,но его любовь к Маше,дочери врага,уничтожило его стремление мстить.
После замужества Маши и разгрома его товарищей-разбойников,Владимир
переменил образ жизни,решил покинуть Россию.Он уехал за границу и навсегда,скорее всего.Ведь возвратиться на Родину он уже не мог.
Дубровский потерял отца,имущество,свою любовь,в России ему было уже делать нечего.Оставаться было опасно,ему грозила тюрьма,так как он был в розыске.
Один «несчастный пропоец» подобрал совесть «в надежде получить за нее шкалик». И тотчас им овладели страх и раскаяние: «из тьмы постыдного выплыли все позорные поступки, совершенные им. Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая «крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою» . Сознание проснулось в человеке, но «указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения». Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть «в тряпице».
Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака — о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву. Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.
Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг — видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться — привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара «без кульков». Жена оскорбилась, обедать не дала. Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился — «стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его». Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал. Мало того, захватил с собою по дороге «нищих видимо-невидимо», чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить «странных людей», сам пальто снял... И удивился: что з.а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить — не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий «побьется малое дело, а выдержит!». И отправила совесть почтой.
И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, «сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы». Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте. Все это было вручено генералу.
Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!»
«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама».