Антон Павлович Чехов — мастер миниатюры, рассказа. В сравнительно небольшом объеме писатель умеет сосредоточить основные идеи, раскрыть глубокий замысел задуманного.Так, рассказ «Ионыч» по широте и философскому раскрытию темы сопоставим с повестью. Автору удалось «концентрированно» изложить важные проблемы современной ему действительности, показать губительную силу пошлости и власти денег для личности. Чехов подробно рассказал о талантах «приятной семьи» Туркиных, где ее глава в любительских спектаклях играет старых генералов, любит пошутить и поострить; жена «пишет повести и романы и охотно читает их вслух своим гостям», дочь «играет на рояле». Все это прекрасно, но когда из года в год Иван Петрович повторяет слово в слово одни и те же шутки, Вера Иосифовна пишет то, чего не бывает в жизни, а во время игры Котика на рояле кажется, что сыплются тяжелые камни, как-то перестаешь верить в талантливость этих людей. Пошлость их становится очевидной и удручающей, не случайно приезжий доктор Старцев вначале приятно удивлен «талантами» семьи Туркиных, мечтает о счастье с Котиком. Но пошлость Катерины Ивановны, ее жеманство в конце концов становятся смешны и жалки. Да и сам Старцев недалеко «ушел» от этих людей. Однообразие и бессмысленная суета убили в нем юношеские мечты и порывы.Теперь единственная его страсть — деньги. Он «ожирел» не только телом, но, что гораздо страшнее, и душой. Ничто уже не может всколыхнуть его воображение. Он ездит по городу в собственном экипаже, имея обширную практику, но не стремится вылечить людей, а жаждет накопить некую сумму денег... Для чего, кому передаст свое наследство? Автор подчеркивает бессмысленность накопительства Ионыча. «Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенцами... то картина бывает внушительная. И кажется, что едет не человек, а языческий бог... У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там».После прочтения рассказа вас охватывает скука. Как же можно так опуститься?! Ведь человек должен иметь какую-то прекрасную цель в жизни, самосовершенствоваться, искоренять болезни, служить обществу, а не золотому тельцу. Это грустно, когда лучшие люди города оказываются пошлейшими типами, а интеллигент — доктор перерождается в жадного накопителя, тяготящегося больными. Чехов не только показал перерождение человека, но и указал на причину — однообразие и бессмыслицу существования. Ничего не меняется, что бы человек ни делал, постепенно это убивает любую инициативу.
Учебно-воспитательные задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова, с его сказом “Медной горы Хозяйка”.Оборудование: портрет писателя, слайд-программа, тексты произведений писателя и иллюстрации к ним.Тема урока: Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов. Сказка “Медной горы Хозяйка”.Цели урока:Дидактические:познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать ею сходства и различие со сказкой;провести наблюдения над языком художественного произведения.Развивающие:продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.Воспитательные:на материале сказа показать стремление писателя донести до читателя мысль, что почет и уважение человеку дается по труду, что любовь к Родине каждый из нас доказывает честной работой, что мощь нашего государства – в руках мастеровых людей, талантливых умельцев из простого народа.