Путешественник встречается с человеком, который хочет открыть вольную типографию. Далее следует рассуждепие о пагубности цензуры. «Какой вред будет, если книги печататься будут без клейма полицейского?» Автор утверждает, что польза от этого очевидная: «Не вольны правители отлучать народ от правды». Автор в «Кратком повествовании о происхождении цензуры» говорит, что цензура с инквизицией одни корни имеют. И рассказывает историю книгопечатания и цензуры на западе. А в России… в России что происходило с цензурой, обещает рассказать «в другой раз».Путешественник видит хоровод молодых баб и девок. А далее идет описание позорной публичной продажи крестьян. 75-летний старик ждет, кому его отдадут. Его 80-летняя жена была кормилицей матери молодого барина, безжалостно продающего своих крестьян. Тут же 40-летняя женщина, кормилица самого барина, и вся крестьянская семья, включая и младенца, идущая с молотка. Страшно путешественнику видеть это варварство.Путешественник слушает рассуждения трактирного собеседника «по обеду» о поэзии Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского. Собеседник читает отрывки из оды «Вольность» Радищева, якобы написанной им, которую он везет в Петербург, чтобы опубликовать. Путешественнику стихотворение понравилось, но он не успел об этом сказать автору, т.к. тот спешно уехал.Здесь путешественник видит рекрутский набор, слышит крики и плач крестьян, узнает о многих нарушениях и несправедливостях, творящихся при этом. Путешественник слушает историю дворового Ваньки, которого воспитывали и учили вместе с молодым барином, называли Ванюшей, отправили за границу не рабом, а товарищем. Но жаловал его старый барин, а молодой ненавидел и завидовал успехам. Старик умер. Молодой хозяин женился, а жена возненавидела Ивана, всячески унижала, а потом решила женить на обесчещенной дворовой девке. Иван назвал помещицу «бесчеловечной женщиной», тогда его отправили в солдаты. Иван рад такой участи. Потом путешественник увидел троих крестьян, которых помещик продал в рекруты, т.к. ему понадобилась новая карета. Автор поражен беззакониями, творящимися вокруг.Путешественник видит воина в гренадерской шапке, который, требуя лошадей, грозит старосте плетью. По распоряжению старосты у путешественника отняли свежих коней и отдали гренадеру. Путешественник возмущен таким порядком вещей. А что сделаешь?Путешественник слушает скорбную песню слепца, а потом дает ему рубль. Старик удивлен щедрым подаянием. Он рад больше праздничному пирогу, чем деньгам. Ибо рубль может ввести кого-нибудь в искушение, и его украдут. Тогда путешественник отдает старику свой платок с шеи.Путешественник угощает
Предлагаю взять за образец известную разбойничью песню "Не шуми, мати зелёная дубровушка...". Разбойничьи песни вообще - одни из самых лиричных в русском народном творчестве, но эту я особенно люблю за искреннюю, неподдельную трагичность. Песню эту пели лихие разбойники вокруг братского лесного костра.. или по дороге на казнь. В ней содержится размышления молодца - разбойника на фоне зелёной дубравы о своём близком конце. Ему видится предсмертный разговор с царём - батюшкой, перед которым разбойник должен высказать своё презрение к смерти. В воображаемом разговоре молодец обращается к царю со смешанным чувством почтения и непримиримости; "Я скажу тебе, надёжа, православный царь всю да правду, всю да истину...". Разбойник осознаёт справедливость постигшей его кары, но знает, что всё равно не смог бы смирить свой гордый бунтарский дух и жить мирной жизнью. И мудрый царь понимает его, но всё же настаивает на исполнении своей воли; "Ай детинушка - детинушка крестьянский сын! Ай умел ты воровать, умел ответ держать... Я за то тебя, детинушка в чистом поле хоромами высокими, то двумя столбами с перекладиной...". И заканчивается песня на той же трагической ноте; "Не шуми, мати зелёная дубравушка, дай мне, молодцу, думу думати...".