Далёка-далёка ад нас, на другім баку зямлі, можна сказаць, нашых ног, на поўнач ад аўстраліі, ляжыць вялікі востраў новая гвінея. на дзве з паловай тысячы кіламетраў працягнуўся ён у даўжыню і больш чым на шэсцьсот кіламетраў — у шырыню. тры такія дзяржавы, як ія, маглі б змясціцца на гэтым востраве. ляжыць новая гвінея каля самага экватара; значыць, там стаіць вечнае лета. не трэба дбаць ні аб апале, ні аб цёплым адзенні, ні аб шчыльнай хаце. увесь год растуць і цвітуць там розныя дзіўныя расліны. па чырвоных кветках даўжынёю і шырынёю з добры ручнік лётае райская птушка, якая толькі і жыве ў гэтай краіне ды на некалькіх бліжэйшых астравах.
сравнить гринёва с митрофаном и недорослем по теме воспитание и обучение
этих двух героев роднит
социальная среда, воспитание и детство (особенно).
первая глава повести "капитанская дочка"
напоминает комедию фонвизина "недоросль".
петруша гринёв так же, как и митрофан, бездельничает,
лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе.
его маменька, так же, как и митрофана.
учитель петруши невежествен.
у митрофана учитель - бывший кучер, у петруши -
бывший парикмахер.
обоим по шестнадцать лет (недоросли).
но разница в изображении у фонвизина и пушкина
существенная.
фонвизин смеётся и издевается над митрофаном,
его маменькой и учителями.
в пушкинском же романе то же самое описывается с
добрым юмором и мягкой иронией.
примеры иронического изображения в первой главе:
описание “урока” месье бопре, во время которого
петруша был “занят делом”- изготавливал бумажный змей
из карты.
“достижения” в учёбе петруши, когда к двенадцати
он“выучился грамоте и мог со знанием дела
толковать о свойствах борзого кобеля”.
это и “несомненные успехи в службе”на постоялом дворе,
выразившиеся в неумеренном употреблении пунша и
игре на бильярде.
митрофан тоже не особенно жалует науки.
по словам софьи:
"он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней
степени своего совершенства и дале не пойдет".
митрофан, дворянский недоросль, сын невежественных
крепостников, является достойным продолжением своих
родителей.
но у петруши и митрофана совершенно разные отцы.
и дальнейшая судьба двух героев
сложится уже по-разному.
пушкин, в чем-то полемизируя с фонвизиным,
показывает, что высокими душевными и моральными
качествами может обладать и малообразованный
человек, но честный.
что благородство совсем необязательно сопутствует
образованию .
именно для такого проитвопоставления и делает
пушкин, в начале своего рассказа, петрушу гринева
похожим на митрофана простакова.
надо читать всю книгу там и найдешь срвнение всех героев