В романе-эпопее «Война и мир» автор ставит целый ряд серьезных нравственных и философских проблем. Каждый из героев этого романа по-своему решает вопрос о смысле собственного существования, о соотношении этого смысла со смыслом общей жизни. Таковы главные герои романа — Пьер Безухов и Андрей Болконский. Духовный путь Пьера начинается в атмосфере интриги — за наследство умирающего графа Безухова борются Василий Курагин и Анна Друбецкая. Люди света пользуются Пьером как орудием для достижения собственных целей: им постоянно руководит князь Василий, Анатоль вовлекает его в попойки, в конце концов, Пьера женят на Элен. Итогтакого поведения оказывается неутешительным: брак без любви, нелепая и бессмысленная дуэль. После тяжелой сцены с Элен, он уезжает и вынужден остановиться на станции Торжок. В этот момент проявляется основная особенность его душевной жизни: для Пьера личная, собственная коллизия — коллизия вообще бытия человека:«... я стрелял в Долохова за то, что счел себя оскорбленным. А Людовика XVI казнили за то, что считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я?» Пьеру предопределено собственным опытом и судьбой искать выход к общей правде. Конечно, он проходит через иллюзии, разочарования. Одной из таких иллюзий Пьера, дающей на время чувство осмысленной и напряженной жизни, становится масонство. Главная цель масонства — собственное духовное очищение и исправление. Это замкнутая духовная организация, изолированная от мира. Это — своего рода монастырь, где Пьер добровольно отказывается от свободы, полностью подчиняясь «учителю» Баздееву.
В романе Толстого «Война и мир» лишь два героя проходят сложный путь внутреннего развития, претерпевают духовную эволюцию. Это любимые герои писателя - Андрей Болконский и Пьер Безухов. Несмотря на их серьезные различия (возраст, социальное положение, характер и т.д.), герои испытывали друг к другу искреннюю симпатию, теплый дружеский интерес. Болконский видел в Пьере младшего товарища, чистую и светлую душу, которую требовалось «учить жизни», наставлять. Князь Андрей для Безухова был образцом для подражания, человеком, с которым ему было интересно, у которого можно многому научиться. Как и Андрей Болконский, юный Пьер - представитель интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, были во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным - идеалы.
Как и Андрей Болконский, юный Пьер - представитель интеллектуальной дворянской элиты России. Их жизненные взгляды, привитые светским обществом, были во многом схожи. Так, оба героя с презрением относились к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» этих людей, отчужденных от повседневной жизни: в обыденном они не рассмотреть великое и бесконечное, а видят только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное».
Оба героя, стремясь к самореализации, считали своим кумиром Наполеона, мечтали подражать ему. И оба героя, пройдя сложный путь духовного развития, разочаровались в этой фигуре, найдя для себя другие – приближенные к истинным - идеалы.