В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица» , «под пленительным небом» , «солнце пурпурное») , метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках») , анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?») , риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?») , синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…») , бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…») , фразеологизмы («аркадская идиллия» , «Свету божьего солнца не рад») , афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь») . В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы» , «скудная лепта» , «похоронная тризна» , «отчизна» , «почил») . Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье» , «Волга! Волга! Весной многоводной…» ) и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).
В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица» , «под пленительным небом» , «солнце пурпурное») , метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках») , анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?») , риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?») , синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…») , бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…») , фразеологизмы («аркадская идиллия» , «Свету божьего солнца не рад») , афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь») . В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы» , «скудная лепта» , «похоронная тризна» , «отчизна» , «почил») . Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье» , «Волга! Волга! Весной многоводной…» ) и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).