Выпишите из стихотворения слова, требующие пояснения. архаизмы, . выясните их значение. стихотворение "железная дорога" . н.а.некрасов.
славная осень! здоровый, ядреный
воздух усталые силы бодрит;
лед неокрепший на речке студеной
словно как тающий сахар лежит;
около леса, как в мягкой постели,
выспаться можно — покой и простор!
листья поблекнуть еще не успели,
желты и свежи лежат, как ковер.
славная осень! морозные ночи,
ясные, тихие
нет безобразья в природе! и кочи,
и моховые болота, и пни —
всё хорошо под сиянием лунным,
всюду родимую русь
быстро лечу я по рельсам чугунным,
думаю думу
ii
«добрый папаша! к чему в обаянии
умного ваню держать?
вы мне позвольте при лунном сиянии
правду ему показать.
труд этот, ваня, был страшно громаден, —
не по плечу одному!
в мире есть царь: этот царь беспощаден,
голод названье ему.
водит он армии; в море
правит; в артели сгоняет людей,
ходит за плугом, стоит за плечами
каменотесцев, ткачей.
он-то согнал сюда массы народные.
многие — в страшной борьбе,
к жизни воззвав эти дебри бесплодные,
гроб обрели здесь себе.
прямо дороженька: насыпи узкие,
столбики, рельсы, мосты.
а по бокам-то всё косточки
сколько их! ванечка, знаешь ли ты?
чу! восклицанья послышались грозные!
топот и скрежет зубов;
тень набежала на стекла
что там? толпа мертвецов!
то обгоняют дорогу чугунную,
то сторонами бегут.
слышишь ты „в ночь эту лунную
любо нам видеть свой труд!
мы надрывались под зноем, под холодом,
с вечно согнутой спиной,
жили в землянках, боролися с голодом,
мерзли и мокли, болели цингой.
грабили нас грамотеи-десятники,
секло начальство, давила
всё претерпели мы, божии ратники,
мирные дети труда!
братья! вы наши плоды пожинаете!
нам же в земле истлевать
всё ли нас, бедных, добром поминаете
или забыли “
не ужасайся их пения дикого!
с волхова, с матушки волги, с оки,
с разных концов государства великого —
это всё братья твои — мужики!
стыдно робеть, закрываться перчаткою.
ты уж не волосом рус,
видишь, стоит, изможден лихорадкою,
высокорослый, больной белорус:
губы бескровные, веки упавшие,
язвы на тощих руках,
вечно в воде по колено стоявшие
ноги опухли; колтун в волосах;
ямою грудь, что на заступ старательно
изо дня в день налегала весь
ты приглядись к нему, ваня, внимательно:
трудно свой хлеб добывал человек!
не разогнул свою спину горбатую
он и теперь еще: тупо молчит
и механически ржавой лопатою
мерзлую землю долбит!
эту привычку к труду благородную
нам бы не худо с тобой
благослови же работу народную
и научись мужика уважать.
да не робей за отчизну
вынес достаточно народ,
вынес и эту дорогу железную —
вынесет всё, что господь ни пошлет!
вынесет всё — и широкую, ясную
грудью дорогу проложит себе.
жаль только — жить в эту пору прекрасную
уж не придется — ни мне, ни тебе».
iii
в эту минуту свисток оглушительный
взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«видел, папаша, я сон удивительный, —
ваня сказал, — тысяч пять мужиков,
племен и пород представители
вдруг появились — и он мне сказал:
„вот они — нашей дороги “»
захохотал генерал!
— был я недавно в стенах ватикана,
по колизею две ночи бродил,
видел я в вене святого стефана,
что всё это народ сотворил?
вы извините мне смех этот дерзкий,
логика ваша немножко дика.
или для вас аполлон бельведерский
хуже печного горшка?
вот ваш народ — эти термы и бани,
чудо искусства — он всё растаскал! —
«я говорю не для вас, а для »
но генерал возражать не давал:
— ваш славянин, и германец
не создавать — разрушать мастера,
варвары! дикое скопище
впрочем, ванюшей заняться пора;
знаете, зрелищем смерти, печали
детское сердце грешно возмущать.
вы бы ребенку теперь показали
светлую —
1) Сцена договора о выкупе "смирный" Костылин и "джигит" Жилин.
2) Жизнь в плену: активная - Жилина, пассивная - Костылина.
3) Первый побег: Костылин - слабый :душевно и физически ;Жилин - выносливый, заботится о товарище.
4)Второй побег результат храбрости и настойчивости Жилина.
Часть № 2. Как Толстой показывает что разность в характерах влияет на развитие событий.
1) Эта разница в сцене нападения татар.
2) В сцене торга показаны больше различия между героями.
3) Поведение в плену также показывает различия между героями.
4) Лучшие качества Жилина и худшие Костылина проявляются при первом набеге.
5) Автор возлагает на самого человека ответственность за свою судьбу.
– Найдите слова родителей Пудика, которые предупреждали об опасности.
Д. Ветер дунет на тебя – чирк! И сбросит на землю – кошке!
Чадо, чадо, – смотри, чебурахнешься.
– А верил ли Пудик родителям?
Д. Не верил родителям. Он думал, что его пугают.
– Давайте прочитаем, то место, где Пудик вывалился из гнезда.
Д. Он сидел на самом краю гнезда и во все горло распевал стихи собственного сочинения. Пел, пел, да и вывалился из гнезда.
– Как вы думаете, для чего Максим Горький в двух местах пишет “без хвоста”? Найдите эти места и прочитайте.
Д. Наверно ему было жалко маму Пудика.
Тут мама подлетела – без хвоста...
Все кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста...